Примерное время чтения: 12 минут
3812

Властям не удается остановить эпидемию СПИДа в Самарской области: инфицированы уже около 1,5% жителей

Били на поражение

Самара, 19 ноября - АиФ-Самара. Наша область давно удерживает печальное лидерство по заболеваемости ВИЧ-инфекцией и находится на первом месте среди всех 14 регионов Приволжского федерального округа. Только в Тольятти ежемесячно выявляется от 70 до 120 новых случаев заболевания этой инфекцией, а показатель распространенности «чумы XXI века» достиг 2346 случаев на 100 тысяч населения, что в 6 раз превышает среднероссийские показатели.

Иван Аношкин - человек в Тольятти известный. В прошлом году он подал в ООН жалобу на Россию как на страну, которая не предоставляет заместительную терапию - использование опиумных препаратов в лечебных целях. Иван - наркоман с 18-летним стажем, с ВИЧ живёт уже 14 лет. Диагноз поставлен официально. Как он сам рассказывал, наркотик он впервые попробовал четырнадцатилетним подростком, к 16 годам стал наркозависимым. Когда появилась семья и родился сын, Аношкин решил лечиться. Несколько раз проходил детоксикацию и реабилитацию в различных специализированных учреждениях. Однако потом опять срывался, в 2010 году чуть не умер от последствий употребления дезоморфина. Он считает, что использование метадона позволило бы ему наладить относительно нормальную жизнь. Утверждение, возможно, спорное. Но что-то с этой бедой надо делать однозначно.

Иван - один из немногих, кто не побоялся открыто заявить: «У меня СПИД…» Большая часть и больных, и здоровых предпочитают не касаться этой «неприятной» темы. Между тем Самарскую область называют одним из самых ВИЧ-поражённых регионов.

Первый инфицированный вирусом иммунодефицита появился в Тольятти в 1987 году. Причину того, что сейчас Тольятти стал лидером по количеству больных ВИЧ, специалисты видят ещё в советском прошлом. Этот растущий город был намеренно выбран наркомафией в качестве плацдарма: молодое, в основном мужское население, богатая, обеспеченная жизнь горожан - все это годилось для массового внедрения наркотиков. А далее всё шло по цепочке: наркомания - гепатит - ВИЧ - СПИД. Били на поражение, и сейчас каждый десятый мужчина в Тольятти живет с ВИЧ-инфекцией.

Цифра
От СПИДа и сопутствующих заболеваний ежедневно умирает 50 жителей Самарской области.

Второй носитель ВИЧ в 1988 году был зарегистрирован в Самаре. Пик выявления заболевших пришелся на 1999-2000 гг.: число пациентов в СПИД-центрах губернии увеличилось почти на 200%. В основном это были люди, употреблявшие инъекционные наркотики. Обнаруживать у них вирус начали, когда приняли законы, по которым всех пациентов с рискованным поведением обязали обследовать. 90% заболевших были еще заражены и различными видами гепатита. С тех пор не было ни одного случая выздоровления, а почти 8 тысяч жителей губернии, больных СПИДом, умерли.

Количество носителей инфекции растёт с ужасающей быстротой.

Два года назад в Самарской области было зарегистрировано 38 тысяч вирусоносителей, сейчас их уже 48 тысяч. Но некоторые эксперты говорят, что эту цифру можно смело умножать на десять, если мы хотим узнать реальное число заражённых. По словам Ольги Агафоновой, главврача областного СПИД-центра, из одиннадцати случаев, которые выявляются в центре каждый день, пять заканчиваются смертью пациентов. От СПИДа и сопутствующих заболеваний ежедневно умирает 50 наших земляков.

За опытом – в Таиланд

У нас ещё сильна иллюзия, что ВИЧ поражает исключительно наркоманов и асоциальных людей. Но медики бьют тревогу: вирус уже атакует всех. Один из путей передачи - половые контакты. К тому же если в начале «нулевых», когда в регионе была вспышка заболеваемости (тогда было зарегистрировано 3500 ВИЧ-инфицированных), 80% заболевших составляли мужчины, теперь с каждым годом число заражённых женщин неумолимо растёт.

Мы первые среди регионов России и по другому показателю - количеству преступлений, связанных с наркотиками. А с недавних пор у сотрудников Федеральной службы наркоконтроля прибавилось работы: Самару и до того называли «открытыми воротами в Азию», а с ликвидацией таможни на границе с Казахстаном, считай, эти ворота сорваны с петель. Не в пользу борцов со СПИДом и недавний запрет на продажу кодеиновых препаратов и возросшая, как следствие, популярность дезоморфина. Так что заболеваемость СПИДом, по мнению экспертов, в Самарской области может приобрести признаки эпидемии.

Остановить заражение одним только выявлением и лечением наркозависимых тем же метадоном, как предлагает Аношкин, невозможно. Как объяснила Наталья Голубева, заместитель главного врача тольяттинского наркологического диспансера, в российской антинаркотической концепции заместительные методы лечения наркомании с применением наркотических средств и психотропных веществ не допускаются. Нельзя остановить развитие ВИЧ-инфекции в области и одной только борьбой с наркомафией.

- К серьёзным успехам может привести профилактика, - считает Александр Муравец, директор Самарского филиала университета Российской академии образования и руководитель фонда «Время жить». С ним согласен и Дени Брун, директор регионального офиса программы ООН по ВИЧ-СПИД в Европе и Центральной Азии, который участвовал в Самаре в проекте «Созвездие», предлагающем новаторский подход к проблеме борьбы со СПИДом.

- Опыт тридцатилетней борьбы с вирусом показывает, что технологии и деньги бессильны, если люди не могут все вместе противостоять ВИЧ, не прилагают усилий для того, чтобы уменьшить риск его распространения. Там, где весь народ занялся «самообороной», эпидемия пошла на убыль. Показателен пример Таиланда, где распространение эпидемии шло такими же темпами, как в Самарской области. В борьбе за здоровье нации участвовали все, а не только медицинские работники. Сотрудники компаний распространяли информацию среди своих коллег о болезни, - объяснил Дени Брун идею проекта. - А снижение уровня распространенности ВИЧ-инфекции среди молодых женщин, живущих в городах, благодаря только профилактике стало поворотным моментом в развитии эпидемии. В школах были введены уроки по ВИЧ-инфекции, добровольцы добирались до самых глухих деревень, чтобы нести правду о вирусе. «А у нас учителя побаиваются говорить с ребятами на эту тему», - замечает Наталья Антонова, завуч школы села Заволжье.

Касается меня?

Ещё одним популярным способом распространения информации о болезни европейские специалисты считают «визуализацию проблемы». «Твой одногруппник говорит тебе, что у него ВИЧ-инфекция, и ты начинаешь понимать, что болеют не только маргиналы. Но у нас таких людей, откровенно рассказывающих о своих проблемах, - единицы», - возмущается Светлана Изинбаева, организатор фонда «Мать и дитя. Охрана здоровья».

Она сама - носитель инфекции. Когда узнала о своем ВИЧ-статусе, была в отчаянии. А затем создала фонд помощи «спидоносцам». Подобные организации могут работать только на пожертвования. Но когда просят денег на животных или на детей - это пожалуйста, а СПИД для большинства - позорная и закрытая тема. Узнав о диагнозе, наши люди стараются под любым предлогом с заражёнными не общаться. Их выживают с работы, выселяют со съемной квартиры. Врачи, кстати, пациентам не советуют раскрывать свой ВИЧ-статус. Но замалчивать проблему нельзя!

На памяти Михаила Ушакова, директора автономной некоммерческой организации «Молодёжный театр «Light», в области только два человека, кроме Аношкина и Изинбаевой, рискнули открыть свой ВИЧ-статус. - И для меня парадокс в том, что когда добровольцы бесплатно приходят в учебные заведения или, принимая участие в массовых уличных мероприятиях, делятся с окружающими своими знаниями о ВИЧ, людей это раздражает. Сейчас наступило такое время, когда общество и каждый гражданин в целом должны понять, что ВИЧ-инфекция - это то, что касается каждого.

Невежество и мракобесие

Фото: АиФ-Самара

Школа №176 находится по соседству с Центром медицины катастроф и заброшенными корпусами бывшего онкоцентра по адресу: ул. Запорожская, 26. По словам родителей, дети легко попадают через забор в эти заброшенные здания, где ночуют бомжи, а наркоманы устраивают притоны.

«Там будет сделан капитальный ремонт, - рассказала пресс-секретарь областного СПИД-центра Кристина Касабова. - В скором времени планируется открыть клинико-диагностическую лабораторию. Из корпуса, который базируется на Льва Толстого, переедет только медперсонал, никакого потока больных там не будет. Не нужно предвзято относиться к таким пациентам. Многие из-за осуждения общества боятся лечиться, а ведь при правильном лечении ВИЧ-инфицированные могут прожить много лет».

 

 

Но перепуганных родителей успокоить непросто. Родители школьников и детсадовцев и жители окрестных домов уже разослали гневные протестные письма по инстанциям: губернатору, мэру и даже президенту. «Может произойти все что угодно. Раньше на этой территории был морг. Несколько лет назад компания мальчишек залезла туда и нашла останки, принесла человеческий палец в школу. А если дети наткнутся на зараженные биоматериалы?» - горячится отец ребенка, посещающего детский сад №123, Геннадий Кончаков. «У нас в школе прошло собрание родителей и педагогов. Все против этого соседства. Я слышала, что здесь будут лечиться еще и наркоманы. Мы, конечно, сочувствуем им. Но тут же могут появиться наркодилеры и другие нежелательные элементы. Пусть этот центр построят в каком-нибудь лесном массиве. Например, около больницы Калинина», - предлагает педагог соседней школы-интерната №17 Тамара Рикар.

«Никаких специальных требований для размещения амбулаторного центра нет, - утверждает и.о. главного врача Самарского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Ольга Агафонова.  Сейчас СПИД-центр расположен в здании на ул. Льва Толстого, 142, по соседству с жилыми домами и образовательными учреждениями. Пациенты с ВИЧ-инфекцией получают помощь во всех лечебных учреждениях Самары. И никаких нарушений прав больных этой инфекцией мы не допустим».

Ложь убивает

К людям, живущим с ВИЧ-инфекцией, во всем цивилизованном мире научились относиться терпимо. На Западе давно решают ВИЧ-проблемы с помощью различных целевых программ, адаптируя таких людей к обществу. В России же пока наблюдается повсеместная дискриминация таких людей. Именно из-за этого они нередко отказываются от лечения, предпочитая умирать, не раскрывая свой вич-статус.

«Распространяется много мифов о СПИД-терроризме и комарах, которые переносят ВИЧ-инфекцию. Официально заявляю, что все это ложь, - говорит Ольга Агафонова. - Я хочу еще раз напомнить о существовании трех способов передачи инфекции: первый - половым путем, второй - через нестерильный мединструмент и при переливании инфицированной крови, и третий - от матери к ребенку во время беременности и при грудном вскармливании. Других путей передачи нет».

Дискриминация «по закону»

Дискриминация больных людей существует и в правовом поле. Например, женщинам с ВИЧ закон запрещает экстракорпоральное оплодотворение. Хотя современный уровень медицины позволяет таким больным с очень высокой вероятностью родить здорового ребёнка. Остаётся актуальным и вопрос с дискордантными парами (в которых один партнёр имеет ВИЧ-положительный статус). Если женщина - «плюс», а мужчина - «минус», и она решает родить ребёнка, то обязательно получает заменитель грудного молока. Если же ВИЧ-отрицательная женщина, беременная от ВИЧ-положительного мужчины, решает родить, заменителей ей не полагается.

Врачи не рекомендуют ей кормить грудью, потому что может начаться процесс заражения, который тесты покажут только через некоторое время. А питанием она не обеспечивается. Выход - или кормить ребёнка собственным молоком, подвергая его риску, или покупать дорогую смесь за собственные деньги. Не решён вопрос с «аварийными» ситуациями, которые возникают, например, если у дискордантной пары порвался презерватив. Существуют профилактические препараты, которые нужно пропить в течение месяца. Но если пара после «аварии» придёт в СПИД-центр, им эти препараты не выдадут.

Наркотический поток

По данным Самарского областного наркологического диспансера, по состоянию на 1 октября 2012 г. на учете состоит свыше 33 тысяч человек. Из них с диагнозом «наркомания» - около 21 тысячи человек. В управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области сообщили, что обстановку накаляет прохождение через территорию нашей области так называемого «Северного маршрута» поставок афганского героина и высококонцентрированного гашиша в Европу через государства Центральной Азии.

По нему же идут и поставки синтетических наркотиков из Северо-Западного федерального округа и стран Европы как в Самарскую губернию, так и транзитом через нас в Уральский и Сибирский федеральные округа. Сейчас героин и «синтетика» наиболее популярны в крупных городах области. Правоохранительные органы нашего региона только за 10 месяцев 2012 г. из незаконного оборота изъяли свыше 350 кг наркотических средств, в том числе 155 кг марихуаны, более 93 кг героина, 49 кг гашиша, 26 кг маковой соломы, 15 кг гашишного масла, более 7 кг синтетических наркотиков и 3,4 кг дезоморфина.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах