Полицейская статистика свидетельствует: в последнее время в Самарской области увеличилось количество преступлений, которые совершили несовершеннолетние по отношению к малолетним детям. Возросло число сексуальных преступлений в семьях, как правило, неблагополучных. Вдумайтесь: вот самые страшные убийства последних двух лет. 5 августа 2010 года 15-летний житель села Павловка Кинельского района изнасиловал и убил в лесопосадке знакомую 7-летнюю девочку, осуждён на 9 лет воспитательной колонии. 28 августа прошлого года изнасилована и задушена в собственной квартире 7-летняя тольяттинская гимнастка. В преступлении обвиняется 23-летний сосед, дело находится в Самарском областном суде. Страшно и другое — даже не склонные к сантиментам полицейские жалуются: наш закон чрезмерно лоялен к педофилам.
В предусмотренном объёме
Последнее громкое дело в Самарской области – наглядный пример того, с каким скрипом запускается и раскручивается законный механизм борьбы с педофилией. С 2002 года в детском оздоровительном центре «Россия» ООО «СОК», расположенном в Красноярском районе, старшим вожатым работал большой любитель детской «клубнички» Константин Дазиденко. Он несколько лет под носом у руководства развращал 8-10-летних мальчиков, снимал их в туалетах и душевых комнатах, а потом выкладывал кадры в Интернет. Педагога с нетрадиционным подходом вычислили отнюдь не сотрудники полиции, а инициативные ребята из российского подразделения Общественной полиции нравов Международного общественного движения «Дети планеты».
Его координатор Светлана (фамилия не разглашается в целях безопасности) рассказала, что им удалось выйти на преступника в течение полутора недель: - Мы наткнулись на фотографии и видео, выложенные в сети, на некоторых кадрах были намёки на то, что всё происходит в образовательном учреждении. Вышли на конкретного человека, оказалось, что он работает вожатым в ДОЦ «Россия». 25 мая передали информацию в ГУ МВД по Самарской области, и уже по этим фактам можно было не только возбуждать уголовное дело в отношении Дазиденко, но и производить арест его жены. Она до сих пор работает в лагере и имеет влияние на жертв и на свидетелей, может действовать в интересах преступной группы. Почему она и руководство лагеря еще не арестованы? На эти жёсткие претензии полицейские отвечали, что обязаны действовать строго в рамках закона. - Правоохранительные органы работают в том объеме, в котором им предусмотрено работать в рамках уголовного кодекса, - констатировала Елена ШАПОШНИКОВА, и.о. начальника отдела областного полицейского главка.
Классика жанра
В отношении Дазиденко уголовное дело возбудили только 29 августа, через три месяца после того, как общественники прислали в полицию готовый компромат на педофила! Всё лето он продолжал заниматься с детьми непристойностями, а сейчас содержится в следственном изоляторе. - Этот случай - классическая иллюстрация всех проблем, связанных с особенностями подобных преступлений. То, как развивались события, вызывает массу вопросов. Пробелы в нашем законодательстве делают возможными подобные ситуации, - считает Татьяна КОЗЛОВА, уполномоченный по правам ребенка в Самарской области. – Прошёл весь летний период, человек оставался в лагере, его супруга до сих пор там работает. Закон позволяет продолжать работать не только ей, к сожалению, но и тому, кто находится под следствием, если его вина ещё не доказана.
Даже если речь идёт о здоровье и психике детей, презумпция невиновности одна на всех. Как педофил просочился в систему образования и оставался незамеченным в течение 9 лет - вопрос риторический. Причин много: невнимание коллег и родителей подопечных, отсутствие контроля за воспитательными программами, которые реализуются в лагерях, формальный подход к проверке сотрудников - нет судимости, и хорошо. - Проверяя обслуживающий персонал на наличие судимостей, мы не можем гарантировать, что этот человек не окажется педофилом. Извращенцев сложно выявить. Только благодаря гражданам, которые вместе с ними работают или живут, можно их обнаружить, а не проверками по базам МВД, - признаётся Шапошникова. Казус Дазиденко только подтверждает слова полицейских. Со всех сторон педофил характеризовался только с положительной стороны, а директор лагеря до сих пор не может поверить и восклицает: «Он педагог от природы»!
Родители – лучшие друзья
- Если в семье отношения с ребёнком формальные, то он будет искать теплоту на стороне, в том числе у педофила. Если у ребёнка отношения с педагогом ближе, чем с родителями, это говорит о проблемах в семье. То, чем вожатый занимался с детьми, цепляло их эмоционально. Нельзя сказать, что дети ничего не понимали, тут был некий союз между извращенцем и ребёнком, насилия не было. Не надо перекладывать всё на плечи правоохранителей, эти преступления совершались со времён Гиппократа, - вступился за людей в погонах врач-психотерапевт Дмитрий ИСАЕВ. – Родителям надо проявлять внимание к ребёнку, избавиться от ложного ощущения, что с ним ничего не может случиться. Ольга КУЛИКОВА, директор областного центра «Семья», призывает взрослых вести себя не только внимательно, но и корректно, если беда уже случилась.
- Родители пытаются либо замалчивать преступление, говоря ребёнку: «Давай не будем об этом вспоминать, больше с тобой ничего плохого не случится», – либо, наоборот, начинают накручивать ребёнка, чтобы он давал все более точные показания, вспоминал подробности. А фактически помощь должна быть другой: нужно обратиться к профессиональному психологу, чтобы снять эмоциональное напряжение и понять, что делать дальше. - Никто не знает точного ответа, что делать, потому что сама специфика таких преступлений в отношении детей особенна, заранее предотвратить их сложно, две трети из них происходят если не в семье, то в рамках ближнего окружения, с теми людьми, которым дети доверяют. Нужен контроль со стороны родителей и доверительные отношения в семье, надо очень внимательно слушать то, что говорит ребенок, - советует Козлова.
Смотрите также:
- «Убиваю, потому что можно». «Самарские живодерки» могут уйти от наказания →
- Ненужные дети. Что толкает самарских подростков на самоубийство →
- Кто должен стоять на страже интересов ребёнка? →