Преображая мир, меняешься сам

   
   

Неважно, в каком возрасте они решили освоить азы батика, валяния из шерсти, вязания или вышивки. Студентки, пенсионерки, педагоги, юристы, врачи и даже кузнецы - Сашеньки, Леночки или Юленьки, только так. Светлана Леонидовна и сама не прочь зваться среди «своих» Светочкой, да статус преподавателя не позволяет.

Цепляющая красота

В старой части Самары, в небольшой комнатке, которую занимает студия, за одним столом девочки собираются раз в неделю. Занимаются творчеством, пьют чай и беседуют о жизни, любви и красоте. Всё это, по мнению Светланы Леонидовны, - вещи неразделимые, к ним стремиться нужно всю жизнь. Многих из собирающихся за «творческим» столом Светлана Надеждина нашла сама - встретила на выставках работ студии. Рукодельницы постоянно выставляют свои работы и в торговых центрах, и под открытым небом. Как ни странно, главная их цель - не подзаработать, а зацепить прохожих. Красота на то и существует, чтобы её кто-то видел. - Мой сын считает, ровно две секунды нужно, чтобы взгляд человека остановился на одной из наших работ, - делится Светлана Леонидовна. - На моей памяти не было ни одного человека, который не задержался бы, глядя на картину. Как-то мы выставляли работы на набережной. Отбоя от посетителей не было. Но ближе к вечеру мимо выставки промчался парень на роликах, и даже не оглянулся. «Быть такого не может», - подумала я. И была права. Доехав до последнего стенда, он остановился, «дал задний ход» и стал вглядываться в работы. «А вы должны были вернуться, - сказала я ему. - Ведь картины не пропускают и не отпускают никого». Да и как можно пройти мимо того, что несёт в себе искреннее творчество? С первых дней учёбы Светлана Надеждина объясняет своим девочкам, что изобразить в той или иной технике можно лишь то, что есть у творца внутри. Эмоциям, переживаниям и чувствам, которые художник не испытывает, не попасть на холст. Потому главная задача мастерицы - дать людям инструмент, с помощью которого они могли бы выразить собственный внутренний мир. - Бывает, девочки спустя неделю приходят в студию и не узнают свои картины, - рассказала рукодельница. - Удивляются: «Неужели это я нарисовала?». Ведь порой человек так глубоко погружается в работу, окунаясь в свой же внутренний мир, что оказывается далеко за пределами мира реального.

Житейские уроки

Всё это Светлана Надеждина знает не понаслышке. В её семье и мама, и бабушки рукодельничали, шили, вязали, вышивали. И маленькая Света с ними. «Сейчас и не вспомню, когда начала заниматься рукоделием», - говорит она. С творчеством связана и её работа. Мастерицы нужны во все времена. Помнит, как руководила студией вышивки в Доме культуры профтехобразования. В итоге студия стала визитной карточкой ДК, всех гостей непременно водили туда на экскурсию, показывали красочные стенды с работами. Гости поверить не могли, что всё это сделано детскими руками. Потом на базе этого Дома культуры Светлана Надеждина открыла настоящую школу для девочек с насыщенной учебной программой. Занятия - каждый день. На «основных» уроках девочки вязали, вышивали, шили одежду и занимались всевозможным рукоделием. А на дополнительных занятиях им прививали чувство вкуса и стиля, ставили походку и учили танцевать, рассказывали о тонкостях женской психологии.

Иными словами, помогали девочкам стать настоящими женщинами. Некоторым ученицам эта школа помогла пережить нелёгкие жизненные ситуации. Одна из таких воспитанниц особенно запомнилась Светлане Надеждиной. Юлю воспитывали бабушка с дедушкой, родители её забросили. В какой-то момент девочка запуталась, попала в плохую компанию, стала плохо учиться, перестала слушаться. - Тогда Юлина бабушка привела внучку к нам, - вспоминает Светлана Леонидовна. - Деньги на обучение, хоть и небольшие, в семье найти было сложно. Но бабуля решила, что наскребёт их и сделает внучке подарок. Поначалу Юленька подарка не оценила, не хотела рукодельничать, скандалила. А потом прониклась и влилась. Её курсовой работой стал свитер, который она связала для дедушки, а выпускная выставка Юли насчитывала более 80 чудесных работ. К слову, из той плохой компании она ушла, взялась за голову. Мораль Светланы Надеждиной: человек, начиная делать что-то своими руками, преображая мир вокруг себя, сам меняется к лучшему.

Нет искусства без свободы

Отработав в школе для девочек четыре года, Светлана Леонидовна пошла на повышение - в центр внешкольной работы Ленинского района. Заведовала отделом прикладного творчества, в ведении которого было 18 школ с кружками рукоделия. Всё вроде шло хорошо. Творческие выставки этих школ, организованные центром, растягивались на десятки метров и привлекали красотой, яркостью и изысканностью. - Но казачья кровь, что течёт в моих жилах, требовала простора, свободы и никаких рамок, - призналась Надеждина. - А на муниципальном поприще таких не жалуют. Да и вопросов слишком много я задавала... Умелые руки безработной Светлане Надеждиной пропасть не дали. Она шила на дому, вместе с клиентами придумывала затейливые наряды и старалась найти к каждому свой подход. У многих вещи, сшитые её руками, занимают почётное место в гардеробе и спустя много лет. В «красный уголок», например, попал сарафан юной девушки, которая пришла к Светлане Леонидовне много лет назад. Слово за слово, та рассказала, что не ладится её жизнь с молодыми людьми. Списывала неудачи на свою фигуру - слишком худенькая была. Но красивая одежда и достоинства подчеркнёт, и недостатки скроет. Поколдовав над тканью, швея придумала нужный фасон. Прошло немного времени, и элегантная «худышка» встретила свою вторую половинку... То ли в фасоне дело, то ли в том, что сшит сарафан был с душой. А может, девушка просто почувствовала себя увереннее, когда в неё поверил кто-то другой.

Кто не рискует, тот не рисует

Открывая собственную студию, Светлана Надеждина понимала, что это риск. Но работать «под кем-то», подстраиваться под чужие правила не могла и не хотела. Нашла помещение в центре города, навела порядок, поставила стол, стулья - и за дело. Сегодня атмосфера студии пропитана творчеством вдоль и поперёк. Повсюду картины воспитанниц, рамки для батика, краски. А в ближайших планах - не только продолжать устраивать выставки, но и открыть свою торговую точку. В студии уже есть мастерицы, чьи работы готовы покупать. Конечно, пока в дело приходится только вкладывать. Но чтобы получить отдачу, для начала нужно отдать - ещё одна мораль Светланы Надеждиной.

   
   

Смотрите также: