Вопрос о правильности произношения и написания становится особенно актуальным в Международный день грамотности, который отмечается 8 сентября уже на протяжении 45 лет. За эти годы была проведена колоссальная работа по повышению грамотности населения, что позволило довести количество грамотных людей в мире до 4-х миллиардов. Но несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Кроме этого, множество детей и взрослых обучаются по программам, которые не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях современных реалий.
Так что же такое грамотность? В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания, а также говорить, соблюдая нормы орфоэпические. К сожалению, в настоящий момент уровень грамотности в России низок. Результаты международных тестов грамотности школьников показали, что лишь 11% учащихся российских школ входят в группу с высокими и самыми высокими показателями грамотности.
О проблемах, связанных с уровнем грамотности российских школьников, мы поговорили с учителем высшей категории МОУ Школы № 78 г.о. Самара, Татьяной Николаевной Москвиной.
АиФ:- Татьяна Николаевна, для чего нужно быть грамотным?
Т.Н: - Грамотным нужно быть для того, чтобы быть востребованным в этом мире, чтобы адекватно выражать свои мысли и доносить их до других людей. Изучая родной язык, люди знакомятся с великими литературными произведениями, приобщаются к сокровищам родной и мировой культуры. А ведь не стоит забывать о том, что культурный человек – это, прежде всего, человек грамотный.
- Каков сегодня, на Ваш взгляд, уровень грамотности современной молодежи?
- Здесь следует сказать о том, что нужно разграничить 2 типа грамотности. Первый тип – грамотность орфографическая, она находится на низком уровне. Между тем, грамотность функциональная высока. Эта грамотность чисто практическая – это культура речи, умение общаться не только со сверстниками, но и с людьми других поколений. Большинство современных молодых людей ясно представляют, как вести себя в той или иной языковой ситуации.
- Татьяна Николаевна, а есть ли способы повысить уровень орфографической грамотности у школьников?
- Конечно, такие способы есть. Но нужно чтобы за это взялись «всем миром». Большая роль в формировании уровня грамотности отводится, в первую очередь, самим родителям. С детьми необходимо заниматься с раннего детства: заучивать всевозможные считалки и стишки, контролировать выполнение домашнего задания, прививать детям любовь к чтению книг. Ведь если человек мало читает, он не знает, как написать слово. Второй мощный источник, оказывающий влияние на подрастающее поколение, - СМИ, в особенности телевидение. Хотелось бы, чтобы дикторы, телеведущие и другие «экранные лица» использовали в своей речи правильный русский язык. И, конечно же, в повышении уровня грамотности не последнюю роль играет школа. Сейчас издается большое количество хороших учебников, при помощи которых школьники могут оттачивать знания родного языка.
- С 1 сентября прошлого года были введены новые правила русского языка. Каким образом новый свод правил повлиял на учебный процесс?
- Новые правила не оказали большого влияния на учебный процесс. Если раньше мы говорили ученикам, что слово «кофе» только мужского рода, то теперь добавляем, что появилась вариативность, и в настоящее время употребление «кофе» в среднем роде также допустимо. Это же относится и к прочим нововведениям.
- Что бы вы хотели пожелать молодежи в Международный день грамотности?
- Мне бы хотелось пожелать, чтобы молодое поколение не старалось заменить книги Интернетом или телевидением. Чтобы при прочтении книг они видели не «слова, слова, слова», а ясно представляли и героев, и окружающую обстановку, и понимали бы чувства других людей. Также стоит помнить, что русский язык имеет важное международное значение. Он входит в число мировых языков, является одним из официальных языков ООН. На нем написаны важнейшие литературные произведения, покорившие весь мир. Поэтому очень важно, чтобы подрастающее поколение гордилось русским языком, богатейшим из всех европейских языков. Рассуждать о грамотности можно бесконечно. Главное помнить, что любовь к родному языку необходимо прививать с детства, тогда и ошибок в речи станет меньше, и каждый будет знать, что правильно говорить «звонИт» и никак иначе!
Автор: Наталья Шаталова
Смотрите также:
- Гиперактивность детей не болезнь, а отклонение от нормы →
- Гиперактивность - не болезнь, а отклонение от нормы →
- Что подарить коллегам по работе на 8 марта? →