АиФ:- Анатолий Валентинович, в своих книгах вы пишете, что на планете действуют две силы - цивилизация и биосфера, т.е. экономика и экология. Вместе им не сойтись?
А.В: - Это две противодействующие силы, а основной конфликт эпохи - между ними. Экология - это экономика природы: тончайшая и точнейшая самоуправляемая и естественная. Экономика человеческая - грубая, эгоистичная, требующая унификации. Она добивается, чтобы во всём мире были единые правила поведения, единая культура, единая валюта, безграничное потребление...
- Сила человеческая, похоже, побеждает. Не отсюда проблемы техногенных и природных катастроф? Можно их решить или природе и нам скоро придёт конец?
- Да, на себе чувствуем, как в последние десятилетия повышается и среднегодовая, и посезонная температура. Это особенно заметно в Северном полушарии, да и в Самарском регионе. Растёт напряжённость магнитного поля, что заметно по магнитным бурям, особенно приуроченным к извержениям вулканов и землетрясениям. Техногенные катастрофы тоже угрожают человеку. Во всем мире с ними борются, но предпочитают профилактику, поддерживая экологические и природоохранные ведомства. У нас же зажим экологической и природоохранной деятельности в пользу экономической привёл к расхищению лесных богатств, к искусственно вызываемым лесным пожарам. Чего стоит паразитическое потребление и уничтожение ресурсов без оглядки на их ценность, многообразие и количество. Сейчас опасность природных и техногенных катастроф усиливается лавинообразно. Это уже привело к перегруженности МЧС. Главное - не забывать, что выражение «конец природе» означает «конец всем нам». Ведь техногенные катастрофы создают неприятности прежде всего человеку. То есть, будучи хозяином огорода, человек, испортив огород, навредит себе.
Власть и «мухи»
- Про свой «огород»... Сейчас забота об экологии переложена на местное самоуправление. Будет «маленькая» власть в сёлах и городах думать о глобальных проблемах сохранения природы?
- Боюсь, об экопроблемах чиновники могут рассуждать только не в связи со своей работой. Это разные миры, не пересекающиеся. Экопроблемы беспокоят в основном население, а у властей они не в приоритете, поскольку беспокоят их, как назойливые мухи. И велико желание прихлопнуть! Власть наша в плане экологическом не выдающаяся. Как строятся связи в природном сообществе - биоценозе? Каждый организм для сосуществования подбирает себе подобного или удобного «сожителя». Если обозначить связи в обществе подобно биоценозу, то и здесь оно должно само избирать «сожителя» - власть.
Должны быть честные выборы, экологические организации должны иметь право голоса и возможность донести своё видение проблемы. Наша российская «вертикаль», создавая перекос в сторону экономики, ведёт к истощению и разрушению ресурсов. Это у нас уже было. И последствия всегда плачевны. Нельзя платить за временный экономический успех уничтожением всех осетровых и сельдевых Волги (в т.ч. знаменитой чёрной икры), затем самой Волги, Каспия, Жигулей, Байкала и т.д. Причём навсегда! Кроме того, как давно заметили экологи, уничтожение природы разрушает души людей, их мораль - всё взаимосвязано в природе. Хотя Самара по иным решениям экопроблем в последнее время вышла в российские лидеры, став эталоном в спасении парков, озёр, Волжского берега, борьбе с точечными застройками, захватом земель...
Штраф как индульгенция
- Минприроды РФ предложило в разы поднять плату за негативное воздействие на окружающую среду. К 2016 г. - в 3,4 раза. Улучшит это состояние природы?
- Такие выплаты, по сути, являются штрафами и исками за нанесённый экологический ущерб. В принципе правильно. Важно выдерживать меру. Прежние годы показали, что штрафная санкция часто превращается в некую индульгенцию на загрязнение и разрушение природы: заплатил ежемесячную плату якобы за обнаруженное нарушение - и делай что хочешь: загрязняй и разрушай в любом размере. Это профанация экоконтроля и природоохранных мер. Но при развитии коррупции такие методы и процветают. Ведь контролировать по-настоящему трудно, хлопотно - нужны лаборатории, специалисты, виновные сопротивляются, подкупают или запугивают, властям правду знать не хочется как временщикам. На состояние окружающей среды влияет эффективный экоконтроль и суровые санкции, вплоть до уголовной ответственности. А у нас штат госинспекторов урезали, экологические службы (милицию экологическую, например) отменили. Короче, увеличение штрафов поможет, но одной этой меры маловато.
- Есть регионы, где природу берегут на деле?
- Можно предположить, что лучше всего природа охраняется в заповедниках и национальных парках. Но они переживают сейчас сильнейший экономический кризис, сравнимый с развалом отечественной заповедной системы в 1951 г. Это в России. В бывших союзных республиках на Кавказе и в Средней Азии ещё хуже, ведь заповедники там воспринимались как непонятное давление из Москвы, а сейчас местные власти сами себе хозяева. Берегут природу на западе бывшего СССР - в Прибалтике прежде всего. Ведь, как известно, экологическая культура - часть общей культуры.
Многоцветная Россия
- С культурой общей у нас большое напряжение... Выходит, Россия так и останется серой или всё же будет когда-то яркой и зелёной?
- Первый всемирный экологический форум состоялся в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Он известен документом «Повестка дня на XXI век», где выдвинуты различные концепции, в т.ч. широко известная концепция устойчивого развития. Это такая модель использования ресурсов, которая направлена на удовлетворение потребностей человека при сохранении окружающей среды. Второй экофорум прошёл в 2002 г. в Йоханнесбурге, там тоже говорили о необходимости продвигать в жизнь экологические приоритеты. Выходит, нынешнее технократическое развитие совсем не обязательно должно быть «неизбежным» и, тем более, единственным путём прогресса. К тому же рыночная экономика - самая агрессивная, экспансивная по отношению к природе форма экономики.
Она совсем не бережёт свою ресурсную, сырьевую базу, для неё аксиома, что ресурсы безграничны и всё регулирует лишь потребление. Не случайно формирующаяся «зелёная» идеология ищет третий, иной путь развития. Кстати замечу, что понятие «серая» Россия известно в близком, но несколько другом контексте. Серыми силами в международной терминологии (и в России тоже) называют силы противодействия общественным движениям (прежде всего экологическому, демократическому, профсоюзному). Хотелось бы всё-таки, чтобы Россия была преимущественно зелёная, а значит - многоцветная, ибо экологи выступают за сохранение многообразия видов, сообществ, народов и культур как основы устойчивости экосистем, биосферы и цивилизации в целом.
Смотрите также:
- Охранять природу в Самарской области будет особое положение →
- Возрождён турмаршрут на Стрельную →
- Самарская область теряет леса →