Пустынные земли. Почему в Самарской области исчезают реки

Сергей Ильницкий / АиФ

Сегодня трудно представить, что река Самара когда-то была судоходной практически на всём своём протяжении. Большие суда перевозили по ней грузы до самого устья Волги. Теперь Самара обмелела. А в некоторых местах её просто нет - сплошные песчаные перекаты. Ещё хуже дела обстоят с малыми реками региона. От многих остались только названия, на поверхности - лишь сухие извилистые тропинки, напоминающие, что здесь когда-то текла вода. Кто из земляков знает речку Подстёпновку? А Бурачку? Или Байтуган, где, как рассказывали, даже водились раковины-жемчужницы.

   
   

В 2013 году Самара была признана самым грязным городом в Приволжском федеральном округе. Реки и озера - не исключение. Предприятия сбрасывают в природные водоемы десятки тонн отходов, которые оседают на дне реки в виде токсичного ила. Гибнут водные обитатели, а сами реки начинают мелеть и исчезать.

В обмелении рек экологи в первую очередь обвиняют человека. Загрязнение водоемов сточными водами и всевозможными химикатами отрицательно сказывается на их полноводности. Вредные химические вещества, попавшие в воду, перерабатываются бактериями и оседают на дне в виде ила. В естественных условиях за год на дне реки в средней полосе России оседает не более 2 миллиметров ила. Под воздействием антропогенного загрязнения толщина слоя ила может увеличиваться до десятков нескольких сантиметров.

Ни попить, ни помыться

О проблеме малых рек региона, которые питают основную артерию - Волгу, экологи говорят уже лет пятнадцать. А четыре года назад с целью привлечения внимания к этой важной теме Самарская зелёная лига провела масштабное исследование водоёмов. Оказалось, более полусотни из них постепенно перестают быть источником питьевой воды и местом культурного отдыха, превращаясь в болота фекалий и точки складирования промышленных отходов.

Реки Самарской области с каждым годом мельчают. Фото: www.russianlook.com

Эксперты констатируют: малые реки гибнут буквально на глазах, превращаясь в сточные канавы, обрамлённые по берегам свалками. Говорят, правда, что причина пересыхания рек - постепенное изменение климата области. Но это не совсем так. Реки «мучает» человек: распахивает и застраивает водоохранные зоны, вырубает и выжигает защитные леса. Возникает «порочный круг»: исчезновение лесов порождает пересыхание рек, существование которых без лесов, в свою очередь, также невозможно. Гниющие и разлагающиеся отходы с прибрежных полос, где «культурно» отдыхают люди, постепенно сползают в речки, отравляя и заражая воду и её обитателей.

«Большинство водоёмов региона находятся в плачевном состоянии, и чтобы это исправить, недостаточно «нажать на одну волшебную кнопку». Должен быть системный подход, подразумевающий комплекс мер. Ведь тому, что реки пребывают сейчас в ужасном состоянии, способствуют несколько факторов. Во-первых, деятельность мелких предприятий, владельцы которых не озаботились установкой очистных сооружений - сегодня они есть только у крупных производств. Во-вторых, коммунальное хозяйство населенных пунктов, располагающихся в непосредственной близости от водоемов. Вносит свою лепту в загрязнение рек и незаконное строительство плотин, которых сейчас в губернии насчитывается более сотни. Способствует загрязнению и низкий уровень культуры людей, которые не убирают за собой мусор после очередного пикника. Самарской области необходима большая комплексная программа, хорошо продуманная и регулярно финансируемая. Вовлекать в решение проблемы нужно всех - общественные организации, бизнес, разные уровни власти», - говорит председатель Самарской областной зелёной лиги Сергей Симак.

Без реки нет жизни

«Частица малая России у вод Большого Кинеля» - поётся про город Бугуруслан в его гимне. Эта оренбургская «частица» насыщена предприятиями нефтяной и газовой промышленности. И стоки «города-сада под небом синим» из-за полного отсутствия в нём очистных сооружений идут прямиком в Большой Кинель. Эта река для города Отрадного Самарской области - единственный источник водоснабжения. Специалисты в один голос говорят о том, что Большой Кинель мелеет даже в те годы, которые были отмечены обильными осадками.

   
   

Проблема с полноводностью Большого Кинеля, по мнению экспертов, возникла из-за массовой вырубки лесов на его берегах. Корневая система растений удерживает влагу и обеспечивает реку необходимым количеством воды. Оставшись без этого природного гидроаккумулятора, Кинель начал мелеть. Постепенно процесс становится необратимым, падает скорость течения, а дно начинает заиливаться.

И если лет десять назад, по словам главного инженера ООО «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного» Николая Зиброва, ещё была надежда, что маловодные годы, чередуясь с многоводными, естественным образом приостановят обмеление рек, то теперь её нет.

- Меня, как и всех отрадненцев, не устраивает качество воды, которой мы пользуемся. 15-17 тыс. кубометров грязных стоков сбрасывают оренбуржцы в наш Кинель ежедневно. Но строительство очистных сооружений соседи обещают закончить только в 2016-2017 годах. А закон, предусматривающий гигантские штрафы за сверхнормативные сбросы вредных веществ, который должен был вступить в силу с 1 января 2014 года, «задержался» где-то наверху.

В реки отходы сбрасывают предприятия. Фото: www.russianlook.com

Кто загрязняет?

Жители сразу нескольких сёл Кинельского района Самарской области который год находятся в эпицентре экологического бедствия. Свинокомплекс «Юбилейный» в буквальном смысле свинячит в своих окрестностях. Предприятие, где содержится более 30 тыс. свиней, с самого своего основания не имеет очистных сооружений и сбрасывает фекальные стоки с ферм в речушку Падовку. Как раз в районе водозаборов, снабжающих питьевой водой посёлки Алексеевка и Усть-Кинельский. Прежде чем попасть в Падовку, стоки примерно полкилометра ручейками текут по землям сельскохозяйственного назначения.

Между тем неподалеку от «Юбилейного» находятся очистные сооружения, построенные ещё в советские времена. Они активно используются расположенными поблизости предприятиями и рассчитаны в том числе и на свинокомплекс. Однако руководство свинофермы, видимо, чтобы не платить владельцам очистных сооружений, избавляется от отходов более «экономичным» способом. Подробности этого дела открылись в апреле 2014 года, когда департамент ветеринарии Самарской области обнаружил на свинокомплексе лептоспироз свиней, опасный и для людей. Ветеринары запретили воспроизводство и продажу животных, допуск к воде открытых водоёмов и предписали немедленно ликвидировать очаг заболевания.

До сих пор все обращения местных жителей в органы власти и к руководству фермы с просьбой прекратить сбрасывать стоки в реку не имели успеха. В начале июля благодаря активистам Самарской зелёной лиги «дело Падовки» отправили в минприроды. Держать ответ перед властями пришлось директору «Юбилейного» Олегу Кутенкову. Правда, результат совещания кинельцев вряд ли обрадует: директор объяснил, что вопрос по проектированию и строительству новых канализационных очистных сооружений решается. Как долго ещё он будет решаться - сказать трудно. Зато в качестве компенсации за отравленную воду жителям Алексеевки пообещали, что «предприятию будет рекомендовано рассмотреть возможность использования технологии дезодорирования воздуха с целью нейтрализации неприятных запахов по примеру Люберецких очистных сооружений». Именно такая формулировка записана в протоколе совещания.

Нарушителей, на берегах и сбрасывающих канализационные и промышленные стоки, редко наказывают. То статьи «подходящей» не нашлось, то ведомственная подчинённость другая, то возможности не представилось. И, как говорит руководитель экологической комиссии Самарской зелёной лиги Маргарита Трофимова, если бы не наша общественность, все наши самарские реки давно превратились бы в канализационные стоки.

Именно общественность Красноярского района забила тревогу, когда начала мелеть речка Раковочка. Оказалось, житель Самары Феликс Манвелян начал строительство фермерского хозяйства на берегу маленькой речушки. Манвелян вырубил прибрежную лесную полосу, а для водоснабжения своей усадьбы возвёл плотину. Она нарушила гидрологический режим реки так, что жители села Раковка лишились воды для полива своих приусадебных участков.

- Ещё в прошлом году Красноярский районный суд обязал Манвеляна в течение трёх месяцев снести все возведённые строения и привести берег и русло реки в первоначальный вид, - рассказала эколог. - Но бизнесмен не только не признал свою вину, но и подал апелляционную жалобу. По итогам повторного судебного заседания, которое состоялось весной, решение суда было оставлено в силе.
К сожалению, такие выигранные дела - капля в море. А вот жизнь из малых рек уходит совсем не каплями - тысячами кубометров воды.

Меры борьбы

Конечно, кое-что для спасения наших рек делается. В 2013 году расчистили 13 участков русел малых рек общей протяжённостью 22,64 км, а также четыре пруда и озера общей площадью 22,9 гектара. Идёт ремонт гидротехнических сооружений (ГТС). Так, например, завершена реконструкция плотины и водовыпуска водохранилища на балке Мокрая Овсянка и продолжен капремонт гидроузла Телешовского водохранилища в Пестравском районе, проведены аварийно-восстановительные работы на гидротехническом сооружении пруда в поселке Дубовка Красноармейского района. Разрабатывается проектная документация для других объектов: по реконструкции ГТС на реке Кобельме в селе Калиновка Красноярского района, на реке Чёрненькой в селе Марьевка Пестравского района. Вдоль реки Пестравочка будет сделано берегоукрепление. А на реке Большой Кинель в Похвистневском районе начаты работы по строительству дамбы инженерной защиты.

По мнению завкафедрой водоснабжения и водоотведения Самарского государственного архитектурно-строительного университета Александра Стрелкова, в губернии насчитывается 129 канализационных очистных сооружений. 22 из них разрушены, 81 находится в удовлетворительном состоянии, ещё 26 - в неудовлетворительном. На приведение их в порядок  нужно 20 млрд руб. Учитывая замедление темпа роста экономики и грядущие стройки, найдётся ли столько денег на защиту окружающей среды.

Смотрите также: