Для занятий велоспортом в Самарской области нет никаких условий

Как решить проблему знает член общественной организации «Велосамара», студентка СГАСУ Ирина Павлова. Будущий архитектор-урбанист предложила собственную схему создания в городе велодорожек и сопутствующей инфраструктуры. Велосипедисты искренне надеются, что власть наконец-то их услышит, и проект воплотят в жизнь.

   
   

Велосипед + безопасность = здоровые люди

АиФ-Самара: Как вообще пришла в голову идея создать план-схему велодорожек Самары?

Ирина Павлова: Я велосипедист еще со школьных лет, и на «собственной шкуре» знаю все опасности и неудобства передвижения по автомобильной дороге. Велосипедистов с каждым годом становится все больше, параллельно растет число машин. Нас действительно очень много! Клуб "ВелоСамара" насчитывает около 11 тысяч человек — третий по численности после "ВелоМосквы" и "ВелоПитера". Спортсмены и велолюбители подвергаются опасности, соседствуя с автомобилистами, или мешают пешеходам на тротуарах. Хочу безопасно и удобно перемещаться по городу на велосипеде. Все эти проблемы и навели меня на мысль о разработке проекта городских велодорожек.

 Фото: АиФ в Самаре / Ирина Павлова

- Власти постоянно говорят о том, что вкладывают колоссальные бюджетные средства на развитие здорового образа жизни. Но факты говорят об обратном: спортивной инфраструктуры как не было так и нет. Почему так происходит?

- Действительно, по факту у нас все сделано так, чтобы жителям региона было максимально не комфортно заниматься спортом. У нас платные стадионы, молодые люди перестают ходить туда, вопрос в том, чем они займутся вместо спорта? В соседних регионах ситуация с велоспортом много лучше нашей. Показателен пример города Набережные Челны, где за 2 года с 2009  по 2011 создали полноценную велоинфраструктуру с велодорожками, прокатами, мастерскими. А ведь там жителей-то всего 500 тысяч человек. Самаре как городу-миллионнику с тысячами велосипедистов уже должно быть стыдно не иметь даже минимальной велоинфраструктуры.

И, кстати, в проекте Набережных Челнов ключевая роль отведена малому бизнесу, например, прокату велосипедов. Им это выгодно, количество пользователей и прибыли сразу возрастут. У нас в Самаре тоже немало предприятий, которые бы с удовольствием поучаствовали в создании велоинфраструктуры, но для этого мы должны получить «добро» от администрации.

Фото: АиФ в Самаре / Ирина Павлова

Места всем хватит

- В чем суть твоего проекта?

   
   

- В нем три отдельных предложения: концепция велодорожек с инфраструктурой в Самаре (самая важная и первая в очереди на реализацию), так называемая «Жигулевская велокругосветка» (маршрут выходного дня с переправой за Волгу) и велотоннели над трамвайными линиями (как, например, в Лондоне). И если первые два проекта можно начать воплощать уже сейчас, то третий дорогой и требует серьезных инвестиций.

 Фото: АиФ в Самаре / Ирина Павлова

- То есть, велодорожки можно «рисовать» прямо на действующих дорогах? И не нужно предварительно трассы расширять, как уверяют нас власти?

- Места на улицах города достаточно. В большинстве случаев я старалась прокладывать велодорожки так, чтобы они были изолированы, отделены от автодороги зелёными насаждениями. На магистралях места для этого достаточно. Даже на самой узкой улице города Куйбышева велодорожки умещаются. В совокупности они занимают 2,4 м (по 1,2 метра с каждой стороны) между припаркованными автомобилями и зелёными насаждениями. Эту схему я уже подробно прорисовала  на генплане Самары, и все прекрасно уместилось.

- А велоинфраструктуру придется создавать «с нуля», или что-то в Самаре уже наработано?

- Наконец-то стали делать велопарковки у ВУЗов. Сегодня их уже целых 6 — при СГАУ, СГАСУ, СамГТУ, СамГУ и  ПСГСА. Не густо, конечно, потому что люди еще не «созрели». Также парковки наличествуют у мэрии Самары, ТЦ Вертикаль, и у нескольких магазинов. Но это только начало!

 Фото: АиФ в Самаре / Ирина Павлова

Все в наших руках

- Какие действия предпринимает «Велосамара», чтобы воплотить твой проект? Как пытаетесь «достучаться» до администрации?

- Мы выступаем с проектом на общественных мероприятиях. Проводим презентации самостоятельно, приглашаем на них и представителей администрации, и лидеров общественного мнения. Следующий шаг, который сейчас нужно сделать — договориться с мэрией города о создании велодорожек от улицы Ново-Садовой до исторического центра. Очень правильно начинать именно оттуда, ведь если делать их на окраине, дорожки не будут такими востребованными, как здесь. Я очень рассчитываю на поддержку и власти, и самих людей. В первую очередь, это студенты, среди которых самый высокий процент велосипедистов. Ведь если большинство выступят «за», властям просто некуда будет деваться... Так что все в наших руках.

 Фото: АиФ в Самаре / Ирина Павлова

- Насколько город, да и сами жители изменятся с появлением вело-инфраструктуры?

- Произойдет колоссальный слом в общественном сознании. У нас в Самаре до сих пор жив стереотип, что иметь машину статусно. В Европе уже давно мыслят иначе. Нередко даже мэры путешествуют на работу на велосипедах. А все потому, что для этого созданы условия. С появлением велодорожек и сопутствующей инфраструктуры у нас уже через пять лет пробки на дорогах серьезно сократятся, ведь они состоят на 90% из людей работоспособного возраста и на 75%  —  из людей в достаточно хорошей физической форме, чтобы передвигаться на велосипеде. Результаты моих социологических опросов. Выяснилось, что 40% молодых людей не покупают велосипеды только из-за отсутствия велодорожек. Еще 40% отметили, что если в городе появится велоинфраструктуры, а на их предприятиях — душевые кабины, они охотно пересядут на «железных коней». Важным оказалось и наличие общественных туалетов в городе. У нас же их вообще почти нет. Ну это же кошмар! Предлагается создание минимальных «общественных модулей», которые могут быть привязаны к сети велодорожек, но работать будут не только на велосипедистов, но и на всех желающих. В их состав войдут велопарковки, общественные туалеты, душевые, кафе, информационные центры для туристов.

 Фото: АиФ в Самаре / Ирина Павлова

- С 2014 года область ввела новые тарифы на транспортировку велосипеда за Волгу. Если раньше это стоило 50 рублей, то теперь - 130. Как велосипедисты отреагировали на сложившуюся ситуацию? Поедут теперь на «ту сторону»? 

- На мой взгляд, повышение цен связано исключительно с экономическими расчетами речников. Бензин дорожает, и им просто не выгодно возить дешевле. Я, кстати, посчитала, что за сезон в Самаре только на Ульяновском спуске только на небольших лодках через Волгу переправляются 8 тысяч велосипедистов. Если учитывать паромную переправу со спуска Лейтенанта Шмидта, эта цифра окажется вдрое больше. На нас можно неплохо заработать! Мне не хотелось бы отдавать такие деньги, чтобы покататься на природе, как и другим. Мы уже написали письмо в адрес областного минтранса, где потребовали предоставить аргументы по поводу ценообразования.

Стратегия развития велоинфраструктуры в Самаре

Велосипед сыграл большую роль в истории транспорта многих стран мира. Проекты по усовершенствованию условий передвижения на велосипеде появились ещё до изобретения автомобиля.

Велосипед признают как жизнеспособную форму передвижения, несущую к тому же энергетическую и экономическую эффективность, выгоды для здоровья и экологические преимущества.

В последние годы в Самаре наблюдается рост количества велосипедистов, свойственный сейчас всему миру, который, однако, тормозится отсутствием велосипедной инфраструктуры и каких-либо условий для комфортного передвижения на велосипеде.

Безусловно, появление качественной велоинфраструктуры в Самаре — это вопрос времени. Сейчас важно сформулировать требования к этой системе, учесть множество факторов, произвести исследования на эту тему (так как никто этом серьёзно не занимался), и, в конечном итоге, предложить концепцию развития велоинфраструктуры в городе, логичную, обоснованную и поэтому жизнеспособную.

 Фото: АиФ в Самаре / Ирина Павлова

Если город начнёт строить велосипедные дорожки не в том месте, где это нужно в первую очередь, то результатом будет непропорционально много потраченных средств относительно эффективности её использования велосипедистами. Однако если следовать продуманной стратегии развития, то количество пользователей велосипедов будет увеличиваться, возможно, не быстро, но постоянно.

С помощью велосипеда можно частично решить вопрос автомобильными пробками на дорогах. Они на 90% состоят их людей работоспособного возраста, и на 75% - из людей "велосипедоспособного" возраста (от 15 до 50 лет). То есть, зависимость между использованием велосипеда для деловых поездок и сокращением автомобильного трафика — прямая.

Велоинфраструктура — это не только велосипедные дорожки. Это охраняемые стоянки и души вблизи общественных центров, безопасные гаражи для хранения велосипедов в жилой застройке, станции техобслуживания велосипедов и небольшие торговые точки.

Сейчас велосипедные дорожки закладываются в проект при реконструкции дорог, и стоит ориентироваться на то, что первая велосипедная дорожка пройдёт по Московскому шоссе от проспекта Кирова до АЗС "Роснефть" за пос. Мехзавод.

Существующая ситуация

На данный момент в городе есть одна велосипедная дорожка, используемая для рекреационных поездок. Транзитные поездки не предусмотрены из соображений безопасности (дорожка находится в пешеходной прогулочной зоне).

Решение

Предлагается поэтапное развитие велосипедной инфраструктуры Самары.

Сразу создать велоинфраструктуру по всему городу невозможно, поэтому предлагается поэтапное развитие. В основу проекта легли существующие веломаршруты, социологические опросы, мировой опыт в этой области.  Велоинфраструктура включает в себя не только сеть велосипедных дорожек, но и охраняемые парковки, пункты проката велосипедов, станции техобслуживания

 Фото: АиФ в Самаре / Ирина Павлова

Кольцо

Магистральная велодорожка по Ново-Садовой, соединение всех существующих очередей набережной. Первым этапом предлагается создание велоинфраструктуры там, где наблюдается наиболее активное велосипедное движение. Магистраль совместно с кольцом в исторической части города будет использоваться как для деловых, так и рекреационных поездок.

Согласно проведённым социологическим опросам, значительная часть велосипедистов (около 50%) используют велосипед для поездок на набережную, площади, в центр города. Вместе с тем многие (25%) предпочитают поездки на природу. Магистраль по Ново-Садовой даёт как раз эти два направления: к кольцу в историческом центре и набережной и к Студёному оврагу и чистому воздуху.

 

Смотрите также: