По убеждению председателя общественной организации «Рыболовы Самарской области» Сергея Карпова, если продолжать «в том же духе», то уже через три года в реке нечего будет ловить...
Чиновники бездействуют
Ирина Опарина: В последний раз рыбаки выходили на площадь Славы еще в 2011 году, выступая против закона о платной рыбалке. Тогда вам удалось добиться отмены уже принятого закона. Что побудило выйти на митинг сейчас, зимой?
Сергей Карпов: Сейчас Министерство сельского хозяйства России утверждает новые правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна. И нам хочется, чтобы наши требования учли в этом документе. У нас в регионе законы, по крайней мере в сегменте рыболовства, почти не работают. Бесплатную рыбалку мы отстояли, но нерешенных вопросов остается еще очень много. Надзорные ведомства выстроили с браконьерами коррупционную схему работы. По моим данным, сумма ежегодной взятки составляет от 40 до 70 тысяч рублей. То есть заплатил - и можешь рыбачить любыми снастями! Даже запрещенными к ввозу на территорию РФ. И если на такого «деятеля» под давлением общественности составляется протокол о нарушении правил рыболовства, наказание назначается минимальное. Когда губернатор проводил встречу с жителями Безенчукского района, мне лично удалось побеседовать с ним. Николай Иванович внимательно выслушал и передал мое письмо «на исполнение» в региональный департамент охоты и рыболовства. Департамент набрался героизма и летом проверил пользователей рыбопромысловыми участками для промыслового лова. Результаты их шокировали: все наши претензии к промысловикам подтвердились, и мы ждём решений по результатам проверки. А тем временем буквально вся Волга заставлена сетями, а рака ловят снастями, которые запрещены правилами рыболовства. Но главная беда Волги - промысловики. Траловый лов, который они применяют, разрушает экосистему водного бассейна. Рыба в таких условиях погибает. Мы съездили в Москву и обратились в Общероссийский народный фронт и к его лидеру - Президенту России Владимиру Путину с просьбой помочь сохранить флору и фауну Волги. В столице пообещали, что проведут научно-технический совет, на котором рассмотрят нашу инициативу. Будем надеяться, что в итоге её удастся реализовать.
- Но по закону траловый лов в России разрешен...
- В данный момент в акватории Саратовского и Куйбышевского водохранилищ разрешен только так называемый пелагический (разноглубинный) траловый лов рыбы (то есть в отрыве ото дна). Лов донным тралом запрещен. Но в Самарской области пелагический трал используют как донный! Проконтролировать это сложно, потому что траление ведется ночью. Это варварское вмешательство в придонную экосистему грозит гибелью всего живого в Волге. В средних слоях водится рыба, которая не является промысловой. Промысловые же виды рыб - лещ, судак, сом, стерлядь - обитают на дне. Со стерлядью лет десять назад уже «разобрались». Теперь получается, что взялись за судака и леща. Если продолжать истреблять рыбу такими темпами, то уже через три года нам в Самаре нечего будет ловить. Есть еще один нюанс: кормовая база Саратовского водохранилища издревле очень слабая, а донные тралы «метут» все подряд, и кроме того, что уничтожают рыбу, сводят на нет и кормовую базу.
- В Самаре продают больше местной рыбы или все-таки завозной?
- Летом на рынках можно купить нашу, самарскую рыбу, в основном это соленые лещ и плотва. К сожалению, сегодня в Самаре 90% всего улова - это рыба «низкого сорта», которая идет в основном к пиву (лещ, плотва и др.), и лишь 10% - «элитная», например, судак. По подсчетам социологов, в год в регионе на душу населения приходится всего 400 граммов местной рыбы А в последние годы местный промысел держался исключительно на раках. Сейчас их почти полностью уничтожили, вычищают еще во время нереста! Все идет к тому, что вся рыба в регионе будет привозная, а значит, стоить будет дороже. И когда я говорю, что у промышленников надо изъять тралы, то в первую очередь защищаю их же самих! Если мы наведем порядок в промысле, то спасем рыбу. Ведь 71% акваторий в регионе приходится именно на рыбопромысловые участки. Если запретим тралы, то дадим хоть какой-то шанс рыбе на выживание.
К воде не подобраться
- В свое время вы выступали против застройки берегов Волги частными домами, которые ограничивают доступ людей к водоемам. Как-то продвинулись в этом вопросе?
- Ситуация продолжает ухудшаться: берег Волги уже практически весь принадлежит «частникам», которые перекрывают подходы к Волге. Хотя по закону 20-метровая береговая линия должна быть общедоступной. И мы просто так это не оставим! Совместно с общественной организацией «Самарская зеленая лига» будем выступать против застройки волжских берегов.
- Думаете, вас услышат? Сколько людей в организации рыболовов?
- Нас всего 200 человек, но на митинги мы собираем более трёх тысяч. В городе на Волге рыбаки есть почти в каждой семье. Плохо лишь то, что в целом люди у нас в Самаре инертные, с недоверием относятся к любым общественным движениям. А ведь нам удается решать проблемы, несмотря на то, что созданы «снизу». Все-таки закон о платной рыбалке нам удалось изменить. Мы не зарабатываем на общественной деятельности, а, наоборот, вкладываем в нее и деньги, и силы. Например, устраиваем рейды по Волге вместе с надзорными ведомствами, расчищаем водоемы и берега от мусора.
Смотрите также:
- Улов гарантирован. Подробная карта самых рыбных мест Самарской области →
- Рыбалка в России останется бесплатной (30.03.2011) →
- Самарские браконьеры выловили из Волги всех раков →