Законопроект предполагает, что аборты за счет фонда ОМС теперь будут делаться только по медицинским показаниям. Женщине, которая приняла личное решение прервать беременность, придется оплачивать эту процедуру из собственного кармана. Закон вызвал бурю негодования у общественности, а вот члены комитета ничего предосудительного в нем не нашли. «За» законопрект проголосовало 5 человек, двое воздержались. Теперь проект, поддержанный комитетом, уйдет в думу и имеет высокие шансы быть одобренным и принятым самарскими парламентариями.
Верующих обидели
«Моя дочь забеременела по неосторожности в 17 лет, - рассказывает жительница одного из сельских районов губернии Мария Смирнова. - Ребёнка она не хотела, мечтала поехать учиться. У меня самой двое малышей, муж зарабатывает копейки, а тот парень её вообще бросил… Мы обратились в больницу - и прошли все круги ада. Дочери пришлось собирать бесчисленные справки, сдавать кровь, делать анализы на ВИЧ, гепатиты… Под конец этой беготни она уже хотела только одного - чтобы всё это быстрее закончилось. Но если бы вообще не было такой возможности, мы просто оказались бы в тупике - наверное, к бабке пошли бы, как раньше у нас в деревнях делали…»
Из этой истории видно: сделать аборт по ОМС не так уж и легко. Кроме того, со всеми обратившимися за подобной услугой в Самарской области работают психологи, объясняя последствия такого поступка и убеждая «в необходимости позитивного репродуктивного выбора». Как пояснили нам в минздраве области, после таких бесед меняют своё решение в среднем 5,6% пациенток (от 0 до 20% в различных лечебных учреждениях). Кроме того, количество абортов в Самарской области в результате грамотной профилактики ежегодно уменьшается, и сегодня эти цифры даже ниже общероссийских показателей.
Правозащитники горячо отстаивают право женщин на самоопределение и бесплатную медицинскую помощь в случае нежелательной беременности. Однако наиболее религиозные представители общественности считают, что медицинский аборт женщина обязана оплачивать самостоятельно. В документе, который Дмитрий Сивиркин предложил рассмотреть депутатам Губдумы, предложено внести изменения в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании», которые принципиально ограничили бы оплату абортов за счет фонда ОМС. Аргумент прост: отчисления в фонд медстрахования платят в том числе и верующие люди, а прерывание беременности оскорбляет их чувства. «Так быть не должно!» - заявил депутат.
Врачи против
Митрополит Самарский и Сызранский Сергий поддержал инициативу Сивиркина. Он обратился к депутатам с письмом, в котором просит одобрить соответствующие поправки в закон. «Общецерковная позиция по этому вопросу не допускает никакого иного толкования: убийство ребенка во чреве матери есть тяжкий грех, и соучастие в нем в какой бы то ни было форме, в том числе через институт финансирования федерального фонда и соответствующих территориальных фондов обязательного медицинского страхования, недопустимо», - говорится в обращении митрополита к народным избранникам.
Но люди, которых эта тема затрагивает напрямую - врачи и сотрудники профильных социальных учреждений, - практически единогласно выступают против введения платных абортов. Профессор СамГМУ, главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии министерства здравоохранения Самарской области Наталья Спиридонова подчеркивает, что 70% женщин в губернии не имеют средств на платный медицинский аборт. Поэтому, если услуга перестанет финансироваться за счёт фонда ОМС, резко возрастёт риск криминальных абортов и, как следствие, материнской смертности. «За последние три года в губернии не зафиксировано ни одного случая материнской смертности от криминального аборта. Важно сохранить такое положение вещей и не допустить социальную напряжённость. В зоне риска - одинокие женщины и подростки, которые зачастую являются материально необеспеченными», - сообщила врач.
«Да, демографическая ситуация у нас достаточно сложная. Но делать аборты платными - не выход, - поддерживает её член Союза женщин Самарской области, врач-педиатр Валентина Сурова. - Нужно в первую очередь просвещать молодежь, объяснять им, что не нужно слишком рано начинать половую жизнь, рассказывать о контрацепции». Эксперты отмечают также, что с юридической точки зрения аборт не является детоубийством, поскольку до тех пор, пока не отделено детское место, плод не имеет прав, являясь частью тела женщины.
Самарская правозащитница Людмила Кузьмина предложила священнослужителям и депутатам для начала задаться вопросом, почему российские женщины делают аборты и отчего в нашей стране так много сирот. «Нужно сначала позаботиться о создании благополучной среды для жизни россиян, чтобы молодёжь жила не в общежитиях или на съемных квартирах, а сама могла купить жилье, чтобы доход у них был приличным. С введением платы за аборты число несчастных людей возрастёт, увеличится количество смертей, увечий. Ведь появится «чёрный рынок» абортов. Станет больше и брошенных детей», - считает Людмила Кузьмина.
Её слова косвенно подтверждает недавний случай, потрясший Самару: 26 августа в парке нашли новорождённого младенца с необрезанной пуповиной. 12 сентября малыш скончался в больнице им. Калинина - организм не вынес длительного переохлаждения. Полицейские нашли мать: безработная, социально неблагополучная женщина, уже имеющая двоих детей. Третий был ей просто не нужен.
МНЕНИЯ
Ирина Скупова, уполномоченный по правам человека в Самарской области.
Законопроект противоречит Конституции РФ и нарушает права человека. Нельзя ограничиваться расчётом затрат в краткосрочной перспективе - необходимо прогнозировать социальные последствия его реализации. Утверждения относительно чувств верующих людей, являющихся плательщиками взносов в систему обязательного медицинского страхования, носят субъективно-оценочный характер. Надо учитывать исторический опыт советского и постсоветского периодов, который показывает неэффективность прямых запретов искусственного прерывания беременности и их негативные социальные последствия.
Дмитрий Сивиркин, депутат Самарской губернской думы, автор идеи отмены бесплатных абортов.
При обсуждении мою идею довольно сильно извратили: например, высказывания о том, что увеличится количество криминальных абортов, - откуда это взяли? Мы же не выступаем за полный запрет медицинских абортов. Единственное, что мы предлагаем, - чтобы это делалось не на государственные деньги. Если женщина хочет это убийство совершить, пусть идёт в больницу, в официальный абортарий, но только платит за это сама. Я уверен, что с таким подходом согласятся многие. В Европе уже несколько тысяч подписей собрали за такую же инициативу. Не знаю, как отнесутся к этому остальные депутаты, но я рад, что меня поддерживают мои единомышленники - священники, православные организации и простые верующие.
Смотрите также:
- Ирина Скупова выступила против ограничения финансирования абортов →
- Сначала отобрали льготы, теперь лекарства →
- "Дайте работать Тархову" →