Архитектор Валентина Мельникова - о генплане развития Самары

   
   

 Чтение занимательное! И про две ветки метро, проложенные от речного вокзала до «Ракиты», и про район Самарского Заречья с населением 350 тысяч человек, и про эффективно работающую семнадцатикилометровую трассу на пр. Карла Маркса, общегородской центр в Овраге Подпольщиков, единую цепь набережных по Волге и Самаре… И еще много чего любопытного описывается в этой статье, которая была написана, как я понимаю, на основе разработанного как раз в то время «Генерального плана развития города до 2000 года».

- Подведем «итоги будущего». Почему идеи архитекторов не воплотились и есть ли опасения, что и с новым генпланом, который в больших муках рождался около пяти лет, произойдет то же самое?

- Говорить, что выполнение генерального плана было провалено, не стоит. Куйбышев именно тогда, в годы работы Алексея Григорьевича Моргуна главным архитектором, очень серьезно преобразился. Главное – то, что впервые была заложена планировка города, и она осталась той же до сего времени. А заложенная в то время идея третьей городской скоростной магистрали дает нам сейчас возможность ее построить – не придется пускать под бульдозер застроенные кварталы, а достаточно будет снести пять домов и несанкционированные гаражи. Да, не получилось с переносом общегородского центра в район Оврага Подпольщиков и улицы Потапова. Дело в том, что эта идея была заложена в генплане в соответствии с требованиями советской идеологии. Общегородской центр хотели механически приблизить ко всем жителям города. А так как улица Потапова была на то время географическим центром, то этот район и спроектировали со спорткомплексами, киноконцертными залами, парками…

 - Но это еще раз доказало, что город развивается сам по себе, хаотично…

- Представьте: если мы уберем жителей Самары и привезем калифорнийцев? Город, естественно, будет развиваться иначе. Но это не хаотичность, а логика развития самого города. Ведь он – живой организм, который обладает самостоятельностью независимо от наших проектов.

- Так и останется Самара «караван-сараем»?

   
   

- Как раз в этих реалиях и есть возможность приспособиться, начать развивать абсолютно другой город. Объясню. Когда-то Куйбышев развивался благодаря военно-промышленному комплексу. Но мы не вошли в когорту новых промышленных центров, и Самара сейчас не имеет того промышленного потенциала, который на начало разработки генплана еще существовал. Все ушло в Нижний Новгород, Казань, хотя Самара находится в более выгодных геополитических условиях, чем эти города. Ну если не получилось с промышленностью, то надо холить, лелеять тот потенциал, который есть. «Караван-сарай» - это очень-очень неплохо. Ну и пусть Самара будет мощным центром обслуживания, центром создания разного вида услуг – от медицинских до торговых: ярмарки, крупные учреждения здравоохранения, туризм, большие, региональные и всероссийские культурные мероприятия. Но у нас «пошел» спорт. Зачем? Ну построим стадион на месте речного порта, так случится большой транспортный коллапс! А между тем решение транспортной проблемы – главная задача нового генплана.

- Еще о развитии Самары как центра туризма власти много говорят…

- При самых хороших планах и задумках реализация типично российская. Исторический центр Самары у нас в запустении. А нам нужно развивать, и именно в историческом центре, то, что связано прежде всего с духовностью, восстанавливать какие-то местечки самарские – например, возродить улицу Венцека, где множество памятников архитектуры сегодня разрушается; кухмистерскую фон Вакано, к примеру, где бы пиво подавали и «прислуживали» самарские половые. Маленькие скверы, булыжные мостовые, комфортная среда для встреч горожан…

- В новом генплане, похоже, общегородской центр как раз «вернулся» из Оврага на свое место?

- Еще в 90-м году мы со студентами провели исследование: опрашивали жителей нашего города относительно центра Самары. Ответ был однозначным – старая часть города.

 Оказалось, центр важен тем, что там можно почувствовать себя жителем большого социального сообщества, погрузиться в культурную, историческую среду. А киноплексы, большие магазины в моллах, подобных «Московскому», «Парк Хаусу», - это для удовлетворения повседневных потребностей.

Смотрите также: