Ни один документ по текущему и тем более капитальному ремонту дома не должен быть подписан без санкции управляющего таким общественным советом. Но спасёт ли усиленный контроль деньги горожан? Насколько активно жители готовы отстаивать свои интересы? Об этом и многом другом мы поговорили с председателем ТОС самарского посёлка Берёза Любовью Самохиной.
Растим самостоятельных?
АиФ-Самара, Марина Куцина: Как думаете, для чего создали советы микрорайонов? Помогут ли они «раскачать» жителей? Ведь по большому счёту люди так и не научились защищать свои жилищные права...
Любовь Самохина: Тут я с вами поспорю! Всё-таки в большинстве своём самарцы в правовых вопросах в последнее время «поднаторели» и могут сами за себя постоять. Обращений жильцов в различные инстанции становится всё больше. И с этим должен кто-то работать, помогать людям с оформлением документов. Думаю, для этого в том числе и создали советы микрорайонов. Ведь как было раньше? В крупных посёлках к совету ТОС прикрепляли от 6 до 12 тыс. жителей! Объём работы у нас был колоссальный. Сегодня с формированием института советов микрорайонов на общественников приходится уже по 2-3 тыс. людей. А значит, повышается качество работы с населением. Вторая задача советов - просвещать людей в вопросах ЖКХ, «выращивать» из них граждан, обладающих всей необходимой информацией о законах и своих правах. Так, в Берёзе в этом году на субботник пришло порядка 600 жителей, не считая общественников и предпринимателей. Я считаю, что это очень неплохо для территории, на которой живут шесть тысяч человек. В этом и заключается суть нашей работы.
- Управляющим микрорайонами будут выплачивать зарплату из бюджета - 35 тыс. руб. в месяц. Как считаете, справедливо? Ведь по сути это общественники...
- Да, справедливо. Ведь работы у них очень много. Более того, считаю. что и труд старших по домам тоже нужно поддерживать рублём, причём на должном уровне. Ведь эти общественники работают практически «на износ», помогая жильцам решать самые непростые вопросы. Мы постоянно поднимаем этот вопрос, когда встречаемся с властями, но результата пока нет. Хотелось бы добиться ещё и того, чтобы семинары по подготовке старших по домам, управляющих советами микрорайонов и руководителей ТОСов проводили прямо в районах. Людям неудобно постоянно ездить в центр города. Если бы нам пошли навстречу, то это позволило бы вырастить немало ценных кадров для отрасли ЖКХ.
По замкнутому кругу
- Только в первом квартале этого года жители областной столицы задолжали за «коммуналку» более 387 млн руб. Должников не только вызывают в суды, но и перекрывают канализацию, отключают свет. Многие остались без воды. Почему же тогда неплательщиков меньше не становится? Насколько эффективны такие меры?
- Если у человека нет денег, то здесь хоть отключай воду, хоть нет - кошелёк от этого «тяжелее» не станет. На ситуацию нужно смотреть со всех сторон, подходить к решению проблемы многогранно. Например, из-за кризиса в нашем посёлке многие семьи остались без работы. Молодёжь впадает в зависимость от кредитов. И «коммуналка» становится ещё одним финансовым грузом. На мой взгляд, решать проблему нужно, внедряя программы трудоустройства, открывая новые рабочие места. К каждому неплательщику необходимо прислушиваться, проводить разъяснительную работу. Например, в доме, где я живу, 64 квартиры, и 8 собственников не платят за ЖКУ. Естественно, долги растут, и управляющей компании попросту не хватает денег на содержание дома. Разумеется, остальных жителей это настраивает к должникам негативно. Но мы, председатели МКД, к сожалению, не имеем никакого юридического права, чтобы прийти к этим людям и потребовать от них оплатить коммунальные услуги. Правильнее, на мой взгляд, научить этих людей решить проблемы самостоятельно. Чтобы не копить долги и не подводить себя и весь дом в целом, им необходимо составить заявление в управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию. Мол, сложилась непростая ситуация. Будьте любезны сделайте нам рассрочку платежа! А у нас ведь как? Поставщик услуги сразу же направляет иск в суд или, чего доброго, сразу же перекрывает потребителю канализацию. А ведь у многих временно неплатёжеспособных семей это жильё - единственное. И тут поможет лишь чисто человеческое отношение, убеждение. Зачастую обращение УК в суд не столь эффективно, как просьба оплатить квитанции.
- И кто же в итоге расплачивается за неплательщиков? Ведь эти суммы никуда не деваются...
- Увы, они достанутся нам с вами в виде роста тарифа за услуги ЖКХ. Ресурсоснабжающие компании всё равно вернут своё. Уверена, что долги попросту закладываются в тариф как невозвратные. И получается замкнутый круг: цены на «коммуналку» растут из года в год - мы платим за должников. И как выйти из этого «беличьего колеса», пока не понятно.
Как после битвы
- К сожалению, самарские дворики сегодня не могут похвастаться благоустроенностью и уютом…
- Увы, это так, но не везде! У нас в Берёзе немало территорий обустроили по программе «Двор, в котором мы живём». Другое дело, что сейчас её приостановили, а альтернативной программы нет. Значит, придётся изыскивать средства из тех, что власти распределяют на внутригородские районы. В этом году у нас в посёлке всё же построили несколько дорог и тротуаров, благоустроили сквер. Но средств на восстановление всей придомовой территории, конечно, не хватает. В этом году на ремонт внутриквартальных дорог в посёлке выделили всего 600 тыс. руб. На них можно отремонтировать всего лишь одну дорогу. Да и других проблем достаточно. Грядёт мундиаль, рядом с Берёзой находится аэропорт, а у нас прямо в центре расположено несколько полуразрушенных домов. И выглядит всё это, словно после Сталинградской битвы.
- Старый фонд - это, конечно, всеобщая городская печаль. И даже после капитального ремонта дома быстро ветшают. В чём проблема, как считаете?
- Да, к качеству капитального ремонта сегодня предъявляют немало претензий. Например, у нас одно из зданий отремонтировали из рук вон плохо. Всю зиму вместе с советом МКД мы боролись, чтобы решить проблемы, которые появились после такого вот «обновления». Мы составили порядка 12 актов только о том, что в доме протекает крыша. А ведь её отремонтировали всего месяц назад! И это далеко не единичный случай. Чтобы не было этой бестолковой суеты, нужно, чтобы работу подрядчиков принимали не советы МКД и управляющие компании, а люди со специальным образованием и компетенциями, например, строители. Независимые общественники - это прекрасно, но их надо обучать. Эти люди должны знать хотя бы азы строительного дела.
Кому верить?
- В Самаре сегодня идёт самая настоящая битва за хорошие дома. Откуда-то возникают фирмы-однодневки, которые буквально захватывают управление многоквартирными домами. Заложниками в этой ситуации зачастую оказываются жильцы, которые внезапно начинают получать двойные квитанции. Как не попасть впросак? Общественники взывают к бдительности людей?
- В случае возникновения подобных ситуаций сразу же обращайтесь к старшему по дому или председателю ТОСа. Там вам помогут разобраться, с какой УК у дома сейчас заключен договор и покажут подтверждающие документы. Если человеку пришла квитанция на какую-либо услугу, а он за неё уже заплатил, то недоразумение можно разрешить в УК, предъявив оплаченный документ. Если и это не помогает, следует обратиться в ЕИРЦ, где предоставят всю необходимую информацию об оплате. А вообще хочу сказать, что в последнее время фирм-однодневок стало меньше. В прошлом году ввели обязательное лицензирование управляющих компаний. В результате многие недобросовестные фирмы не могли его пройти и ушли с рынка. Остались только те, кто действительно работает.
Смотрите также:
- За круглым столом «АиФ-Самара» собрались коммунальщики и собственники жилья →
- Лицензии не помогли. В Самаре появляются управляющие компании-двойники →
- Жильцам пора объединяться →