Курс на Тамань. «Тольяттиазот» строит терминал для перевалки аммиака

На свои деньги завод возводит в морском порту Тамань новый погрузочный терминал, который позволит вести экспорт аммиака и сыпучих грузов, минуя порты Украины. Нестабильная политическая ситуация у нашего южного соседа уже неоднократно угрожала экономической безопасности нашей родины. Появление же нового терминала позволит исключить эти риски. При этом масштабный инвестиционный проект по строительству перегрузочного комплекса «Тольяттиазот» реализуют без привлечения бюджетных средств, что немаловажно в текущих экономических условиях.

   
   

С задачей справится порт Тамань

Альтернативой для российских промышленных предприятий, поставляющих продукцию в страны Средиземноморья, стали морские порты Азово-Черноморского бассейна: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Азов и Ейск. С начала 2017 г., по данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот этих портов вырос почти на 10% - до 150 миллионов тонн. Сравнительно молодая Тамань в Темрюкском районе Краснодарского края уже сейчас активно развивается и является стратегическим объектом, позволяющим исключить риски для российской экономики от нестабильной ситуации на Украине. Завершение строительства морского терминала создаст новые и расширит существующие мощности на юге России. Ведь инфраструктура порта позволит экспортировать различные виды грузов, начиная с зерна и заканчивая аммиаком. Именно поэтому крупнейшее химпредприятие Самарской области, как, впрочем, и России, выбрало Тамань для строительства единственного в стране комплекса по перевалке на экспорт аммиака и сыпучих удобрений. Новые логистические мощности сведут «украинские» риски к нулю. Ведь сейчас предприятие большую часть продукции отгружает на экспорт через порт Южный под Одессой, куда продукт поступает по аммиакопроводу Тольятти - Одесса протяженностью более 2 тыс. км. А в прошлом году Украина полностью останавливала транзит продукции предприятия по своей территории, пытаясь установить новый, повышенный тариф за свои услуги.

Запуск терминала для перевалки аммиака запланирован на 2020 г. Фото: Пресс-служба Тольяттиазот

Экологические риски сведут к минимуму

Вячеслав Суслов, генеральный директор ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот»:
Особое внимание при реализации проекта уделяется вопросам экологической безопасности и природоохранным мероприятиям. Любое негативное воздействие на окружающую среду будет исключено или минимизировано при строгом соблюдении требований российских и международных нормативных документов, регулирующих природоохранную деятельность. Корректировка проектной документации проведена с учетом наилучших доступных технологий. В случае успешной и своевременной реализации первой и второй очередей проекта после 2020 года руководство компании рассматривает возможность строительства третьего комплекса с увеличением грузо-оборота до 13 миллионов тонн в год. Хочу подчеркнуть, что комплекс строится исключительно на средства ПАО «Тольяттиазот», без привлечения государственного финансирования. Ввод комплекса по перевалке аммиака и карбамида обеспечит значительные налоговые поступления в бюджет Краснодарского края и благоприятно скажется на социально-экономической обстановке Темрюкского района. Но в первую очередь наш порт в Тамани обеспечит развитие и независимость логистической системы РФ, именно поэтому он вошел в число объектов федерального значения.
Суммарный грузооборот терминалов для перевалки аммиака и карбамида составит пять млн тонн в год. В перегрузочный комплекс войдут три основных блока - береговой терминал перевалки аммиака и сыпучих грузов, гидротехнический комплекс, который сможет принимать суда дедвейтом до 50 тысяч тонн, а также различные вспомогательные сооружения. Многие ключевые объекты уже возвели, они прошли экологические экспертизы и ожидают решения о вводе в эксплуатацию.

Стоимость проекта оценивается в 14 миллиардов рублей, завод реализует его за собственный счет, и от государства просит лишь законодательную поддержку. До недавнего времени строительство комплекса было приостановлено по независящим от предприятия причинам. Но в 2014 году строительство перегрузочного комплекса ПАО «Тольяттиазот» в морском порту Тамань возобновили, и правительство России включило проект в схему территориального планирования России в области федерального транспорта и в дорожную карту развития морских портов Азово-Черноморского бассейна до 2020 года, что сделало терминал объектом федерального значения.

Строительство комплекса ведется с учетом значительного количества экологических экспертиз и доработок проекта исходя из требований государственных регламентов и внутренних актов предприятия «Тольяттиазот». Руководство компании старается свести риски во время эксплуатации терминала к минимуму и заказывает у профильных организаций необходимые материалы для комплексного принятия решений на стадии строительства. Например, подробное исследование проекта, контролирующее содержание загрязняющих и взвешенных веществ в морской воде, регулярно проводят специалисты Новороссийского учебного и научно-исследовательского морского биологического центра (НУНИМБЦ). Исследование проб воды, донных осадков и морской биоты подтверждает, что акватория Черного моря в районе строительства порта не загрязнена и качество морской воды соответствует нормативам для ведения рыбного хозяйства. Таким образом, мониторинг ведется одновременно и за судами, и за портовыми сооружениями. В дальнейшем любое негативное воздействие на морские воды будет исключено или минимизировано при строгом соблюдении требований российских и международных нормативных документов, регулирующих природоохранную деятельность.

Безопасность на высшем уровне

Особое внимание при возведении терминала уделяется экологической и промышленной безопасности. Дело не только в требованиях законодательства. Ведь стандарты промышленной безопасности на самом заводе находятся на самом высоком уровне и позволяют сократить риски на производстве, что неоднократно подтверждалось надзорными органами всех уровней. Сегодня на предприятии, в соответствии с масштабным планом, рассчитанным до 2022 года, модернизируются производственные мощности. В рамках программы проводятся различные мероприятия, повышающие надежность эксплуатации оборудования и сокращается техногенное воздействие на окружающую среду. В этот план включён и терминал в порту Тамань.

Справка
Аммиакопровод Тольятти-Одесса был построен в конце 70-х годов специально для транспортировки продукции предприятия на экспорт при помощи американских партнеров. Трубы сделаны по советскому заказу во Франции и имеют толщину 8 мм и диаметр 14 дюймов. В местах повышенной опасности, а также вблизи водоемов использовался принцип «двойной трубы». На этих участках стенки внутренней и внешней трубы, обеспечивающей дополнительную защиту от коррозии, могут выдерживать очень высокое давление. Толщина труб увеличивается до 13 мм, а между ними содержится азот. Участки аммиакопровода, расположенные под железнодорожным полотном и автомагистралями, защищены специальным стальным покрытием. Защищен трубопровод и изнутри. Транспортируется продукт в смеси с водой в соотношении 99,6%-0,4%. Этот небольшой процент воды препятствует окислению металла трубы. Протяженность аммиакопровода, с учетом украинского участка, составляет 2417 км - он является самым протяженным и самым надежным в мире.
   
   

Так как аммиак является опасным химическим грузом, то надежность и безопасность использования технологических трубопроводов жидкого аммиака при транспортировке и наливе обеспечивается автоматическим регулированием температуры, давления, расхода и автоматической защитой от аварийных ситуаций при выходе технологических параметров за пределы нормы. В случае чрезвычайной ситуации отключатся насосы подачи аммиака в танкер и сработают отсекающие клапаны, обеспечивающие локализацию трубопровода в случае его механического повреждения, произойдет отсечка разъемных соединений на стендерах загрузки танкера.

Безопасные, современные технологии предприятие будет использовать и при транспортировке карбамида. На пунктах и местах его пересыпки установят аспирационные системы с пылеуловителями. А его транспортировка к месту погрузки на причал будет проходить в закрытой галерее, и в случае аварийной разгерметизации риск выброса его частиц будет минимальным, так как эффективность систем улавливания пыли составляет не менее 99 процентов. Кроме того, перед вводом в эксплуатацию комплекс в Тамани пройдет государственную экологическую экспертизу. Только после подтверждения корректной работы заградительных узлов и фильтров комплекс в Тамани может быть введен в эксплуатацию. Запуск комплекса запланирован в 2020 году, после получения всех необходимых экспертных заключений, чтобы исключить или свести к минимуму возможность негативного воздействия перевалочного терминала на окружающую среду Краснодарского края.

 

Смотрите также: