Самара может остаться без речного порта

Страсти вокруг самарского речного порта начали разгораться еще в 2011 году, когда областная столица вошла в перечень городов, которые будут принимать игры чемпионата мира по футболу 2018 года.Территорию предприятия, которая располагается на стрелке рек Волги и Самары, выбрали для строительства стадиона с сопутствующей инфраструктурой, а сам порт планировали перенести на противоположный берег Волги.

   
   

Уже тогда общество разделилось на два противоборствующих лагеря - за перенос порта и против. Оценщики хором вторили: сносить действующее предприятие гораздо дороже, чем построить новый порт «с нуля». Стоимость работ сопоставляли с половиной доходов региональной казны. Тем не менее в апреле 2012 года решение о переносе было принято на федеральном уровне - на совещании у заместителя министра транспорта РФ Виктора Олерского. Тогда же решили, что новый порт в округе города должен быть построен до 2016 года с мощностями не менее тех, которые имеются. Впрочем, уже через год планы властей изменились, и местом под строительство стадиона выбрали район Радиоцентра. А про порт забыли, но, как выяснилось, ненадолго…

Вместо порта ЗАГС?

Еще в июле 2011 года Правительство РФ утвердило прогнозный план приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы. В перечень обществ, акции которых планируется приватизировать в ближайшие два года, вошел 25,5%-ный пакет ОАО «Самарский речной порт», принадлежащий государству.

Тогда же Росимущество пыталось продать свой пакет предприятия за 43,8 млн руб., однако сделка не состоялась, поскольку на аукцион не поступило ни одной заявки. Сегодня речпорт находится под контролем областных властей. Правительство Самарской области прорабатывает вопрос о переносе речного порта и, возможно, примет окончательное решение уже в 2013 году. Куда «переедет» порт - пока не понятно. В правительстве на официальный запрос «АиФ» не ответили, но в телефонной беседе сотрудники пресс-службы пояснили, что прорабатываются несколько вариантов новой дислокации предприятия. Руководство речпорта от комментариев отказалось.

На месте порта, согласно мастер-плану по застройке исторического центра Самары к ЧМ-2018, который осенью утвердили в областном центре, появятся парк развлечений, Дворец бракосочетаний и конгресс-холл. Не исключено, что со временем там вырастет и элитная жилая недвижимость.

Потеряем и деньги, и туристов

Эксперты практически единогласно считают, что действующий речной порт переносить нельзя ни в коем случае. Потери могут быть катастрофическими.

«В Самаре существует лишь два варианта для расположения речного порта - либо Барбошина поляна, либо Студеный овраг. Но все это окраина города. А порт, далекий от центра, никому не нужен», - говорит президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов» Дмитрий Яковенко. - Единственная достопримечательность Самары - это ее исторический центр. Приезжая по Волге в Самару, люди без труда попадают в самое «сердце» города и идут любоваться памятниками архитектуры. С переносом порта туристам придется «трястись» через всю Самару, чтобы оказаться в старом городе. Люди, которые собираются переносить порт, однозначно отмывают деньги на этом проекте. Ведь смысла в переносе нет никакого».

   
   

Снос порта негативно скажется на развитии туристического бизнеса. «Для нас перенос порта катастрофичен. Рядом с портом есть все - и гостиница, и инфраструктура. Наверняка после его переноса какое-то время порта в Самаре вообще не будет или он временно останется в «усеченном» варианте. А это для нас финансовые потери. Сегодня Самара - один из лидеров ПФО в круизном бизнесе, а с закрытием порта мы однозначно утратим эти позиции. Люди просто к нам не поедут. К тому же порт в центре города - это очень удобно, поскольку туристы предпочитают знакомиться с центром, а не со спальными районами», - убеждена генеральный директор туристического агентства «Волга-Круиз» Ирина Котова.

Речники опасаются, что работы по переносу порта вообще могут завершиться его ликвидацией. Самара потеряет действующее предприятие и более 500 профессионалов лишатся своих рабочих мест.

МНЕНИЕ

Вячеслав Анохин, заслуженный работник транспорта РФ, почетный работник речфлота.

Я боюсь, получится так: старый порт разрушат, а новый построить так и не смогут. Не на что будет. В перспективе Волгу откроют для иностранных судов и к нам поедут туристы. А у нас есть порт, его надо реанимировать. Вокруг  него сосредоточена вся система обслуживания флота на реке. Здесь можно развивать снабжение судов. Это рабочие места и допприбыль в казну. Речные перевозки летом могут стать альтернативой городскому транспорту: дорога ведь по воде свободна.

Сергей Ракитин, депутат Губернской думы.

Переносить работающее инженерное сооружение, тратя на это огромные деньги, в корне неверное решение. Если порт вынесут далеко за пределы города, это может сказаться на рентабельности пользования его услугами. Появятся и другие проблемы, например, через действующий речной порт транспортируют металлолом, песок и щебень и везут это в город на грузовиках. А представьте, что все эти фуры от порта, расположенного на периферии, поедут в город. Асфальт «убьют» уже через полгода. Искренне не понимаю, кому и для чего может понадобиться переносить порт, ведь это не выгодно ни при каком раскладе. Чтобы перенести причальные стенки или построить новые требуется порядка 100 млрд руб. И глупо полагать, что на это можно использовать средства инвесторов. На перенос порта уйдет более половины всего областного бюджета. Ясно одно: на больших бюджетных проектах проще всего делать частные проекты. Не исключено, что перенос порта приведет к его ликвидации как такового.

Смотрите также: