Эксперты уверены: ни одна из территорий в регионе не соответствует требованиям для дислокации речного порта. А всё построенное на этом месте может уйти под воду во время паводка.
Вариантов нет
Страсти вокруг самарского речного порта начали разгораться еще в 2011 году, территорию предприятия выбрали для строительства стадиона к ЧМ-2018. Порт тогда планировали перенести на противоположный берег Волги.
Затем, когда строительство стадиона перенесли в район Радиоцентра, этой площадке нашли другое применение - там решили создать рекреационную зону. Разработку проекта доверили компании «Ленгипрогор» из Санкт-Петербурга. Его реализация начнется уже весной, тогда же стартуют работы по сносу речпорта.
«План развития территории стрелки рек предполагает демонтаж порта. Пока в качестве базового варианта мы рассматриваем площадку в Сызрани, однако этот вопрос окончательно не решен», - заявила глава минимущества региона Юлия Степнова.
Эксперты уверены: порт переносить нельзя, и главным образом потому, что попросту некуда. «Стрелка рек - это единственное место в губернии, где может располагаться грузовой порт, поскольку у нас гарантированная глубина 4 м, что позволяет причаливать грузовым судам. В Сызрани глубина всего 3,5 м, а в Тольятти и того меньше - 2 м», - уверен главный гидротехник ОАО «Самарский речной порт» Алексей Хотимский.
По его словам, строительство нового речпорта может обойтись властям минимум в несколько миллиардов рублей, и это при том, что износ действующего составляет всего 24%. Строить что-либо на территории порта, по мнению гидротехника, очень опасно. «Порт находится в низкой пойме, при этом уровень воды во время паводка в последние годы выше на 12 м. Все построенное там уйдет под воду», - заключает Хотимский.
Без оглядки на кодекс
По Градостроительному кодексу РФ, перед тем как готовить проект, компания-проектировщик должна была провести инженерные, в том числе гидравлические, испытания. «Проведение инженерных изысканий - требование закона, без них проект не примет никакая экспертиза», - заявил руководитель архитектурно-проектной мастерской ООО «РЕКОН» Игорь Галахов. Однако Хотимский уверяет, что подобных работ на территории стрелки не велось.
«Я уверен, что губернатора попросту вводят в заблуждение. Откуда-то внезапно появился питерский «Ленгипрогор», который представления не имеет о местной специфике. Без обсуждений с жителями приняли проект планировки территории, затем быстро «сваяли» мастер-план, который опять обсудили втихаря, и теперь сносят нормальное, действующее предприятие. В итоге город на Волге оставят без порта», - возмущается заместитель председателя ТОС «Проран» Александр Ерёмкин.