Вирус иммунодефицита бьёт без промаха

   
   

Рискуют все!

Недавно тольяттинец Иван Аношкин подал жалобу в ООН на Россию. Он требует, чтобы в нашей стране ввели программу поддерживающей заместительной терапии. Антошкин – нар­коман, он считает, что лечение так называемым заместителем наркотика - метадоном позволило бы ему наладить жизнь. Иван – один из немногих, кто не побоялся открыто за­явить: «У меня СПИД…» Большая часть и больных, и здоровых предпочитают не касаться этой «неприятной» темы. Между тем Самарскую область называют одним из самых ВИЧ- поражённых регионов. Первый инфицированный ВИЧ (вирусом иммунодефицита человека) был зарегистрирован в Тольятти в 1987 году, второй – в Самаре. Не было ни одного случая выздоровления. 7,5 тысяч больных уже умерли. Количество носителей инфекции растёт с ужасающей быстротой. Два года назад в Самарской области было зарегистрировано около 38 тысяч жертв вируса, сейчас их уже 42 тысячи.

При этом в обществе ещё сильна иллюзия, что ВИЧ поражает исключительно наркоманов и асоциальных людей. Но медики уже давно бьют тревогу: ВИЧ атакует основное население. Один из путей передачи этой неизлечимой заразы сейчас – половые контакты. В 2000 году, когда в регионе наблюдалась вспышка заболеваемости, 80% инфицированных были мужчины, сейчас число женщин перевалило за 30%. Мы вырвались вперёд и по другому показателю - количеству преступлений, совершённых в сфере оборота наркотиков. А с 1 июля у сотрудников ФСКН прибавилось работы: Самару и до того называли «открытыми воротами в Азию», а с ликвидацией таможни, считай, эти ворота сорваны с петель. - Однако остановить развитие ВИЧ-инфекции поимкой наркокурьеров, выявлением и лечением наркозависимых нельзя, – считает главный врач Самарского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными болезнями Андрей Быков. – С 2006 года, когда в России впервые была принята национальная программа по борьбе ВИЧ-инфекцией, сделано много. Если в 2006 году мы могли лечить только 400 человек, то сейчас почти в 10 раз больше. Но профилактика – это дело всего общества.

Учиться у Таиланда

С Быковым согласен и директор регионального офиса объединённой программы ООН по ВИЧ/СПИДу в Европе и Центральной Азии Дени Брун, который приехал в Самару для участия в проекте «Созвездие», предлагающем новаторский подход к проблеме борьбы со СПИДом. - Опыт тридцатилетней борьбы с этим вирусом показывает: технологии и деньги бессильны, если люди не могут все вместе противостоять ВИЧ. Это означает, что мы все признаём реальную угрозу ВИЧ и прилагаем усилия для того, чтобы уменьшить риск его дальнейшего распространения. Там, где народ занялся «самообороной», эпидемия пошла на убыль, - объясняет он идею проекта. - В этом смысле показателен пример Таиланда, где распространение эпидемии шло такими же угрожающими темпами, как и в Самаре. В борьбе за здоровье нации участвовали все, а не только медицинские работники, - добавляет организатор фонда «Мать и дитя. Охрана здоровья» Светлана Изинбаева. - Сотрудники компаний распространяли информацию о болезни, в школах были введены уроки по СПИДу, добровольцы добирались до самых глухих деревень, чтобы нести правду о вирусе. За 12 лет число новых случаев ВИЧ в этой стране сократилось на 90%! - А у нас учителя побаиваются говорить с ребятами на эту тему, – стыдится за коллег завуч школы села Заволжье Наталья Антонова.

Лицом к лицу

Как говорить, кому говорить, что говорить и говорить ли вообще - извечная надуманная российская проблема. - Например, в Европе один из популярных способов распространения информации о болезни – так называемая визуализация проблемы, - говорит координатор программы «Созвездие» Наталья Коржаева, – придание лица эпидемии. Твой одногруппник говорит тебе, что у него ВИЧ-инфекция, и ты начинаешь понимать, что болеют не только маргиналы. У нас же таких, откровенно рассказывающих людям о своей болезни, единицы. Это, например, те самые Иван Аношкин и Светлана Изинбаева.

Узнав о диагнозе своих знакомых, наши люди стараются под любым предлогом с заражёнными не общаться, выжить с работы, выселить со съёмной квартиры… Поэтому самарские врачи своим пациентам не советуют раскрывать свой ВИЧ-статус. Но замалчивать проблему, уверен руководитель театра «Лайт» Михаил Ушаков, нельзя: - Лучше пусть по ТВ губернатор и мэры обратятся к землякам: «Ребята! Мы знаем о нашей жуткой проблеме. Давайте вместе её решать!» – Такие заявления, может, и не изменят ничего в бюджете, но могут оказать влияние на общество, - согласен представитель ООН. На самом деле, как учили самарских волонтёров, правило для всех членов общества одно: понять, что СПИД – проблема каждого, и действовать сообразно поговорке: предупреждён — значит вооружён.

Смотрите также: