Ну уж дудки! Мастер из Самары изготавливает уникальные духовые инструменты

Максим Бурко. © / Анна Прохорова / АиФ

Коренной самарец Максим Бурко за свою жизнь сменил не одну профессию и сферу деятельности. Но сейчас основную часть своего времени проводит в мастерской, где появляются на свет его творения - народные духовые инструменты.

   
   

Семейные ценности

Интерес к музыке Максим проявлял с юных лет. Его большая семья была музыкальной - три брата его отца были профессиональными баянистами. В кругах самарской художественной самодеятельности их хорошо знали, они работали в ДК «Чайка», «Победа», имени Кирова. В детстве ради забавы он делал примитивные дудочки, из всего подручного - из стеблей камыша и даже из пустых корпусов фломастеров, но к музыке эти изделия, разумеется, не имели никакого отношения.

В подростковом возрасте освоил гитару - это, как известно, проверенный способ всегда быть «душой» компании и ловить на себе восхищённые взгляды ровесниц.

«Я пропал!»

Этнические духовые инструменты вживую Максим впервые услышал в 1996 году в одном из подземных переходов Санкт-Петербурга.

«Группа музыкантов играла ирландский фолк, и я был поражён этой музыкой, я просто «пропал». Вскоре, будучи под впечатлением, я купил и освоил свою первую блок-флейту, тоже играл в подземке с 1996 по 1999 год», - рассказал мастер.

Спустя годы в подарок на день рождения он получил сувенирную кену - флейту южноамериканских индейцев.

«Я был заворожён её звучанием, и мне захотелось большего. Я приобрёл на маркетплейсе ещё одну кену – это был уже профессиональный инструмент из палисандра. Правда, играть на ней не довелось, оказалось, что у меня аллергия на эту породу дерева», - делится Максим.    
   

А потом он услышал болгарскую волынку и снова «пропал».

«Многие думают, что на волынках играют в основном шотландцы, но это вовсе не так. Когда я впервые услышал этот звук - я потерял покой. Эта волынка буквально снилась мне два года. И когда в 2015-м мы с семьёй выбирали место отдыха, я настоял на Болгарии. Цель моя была очевидной. Я созвонился с местными мастерами и привёз оттуда пару роскошных инструментов. Сейчас могу сказать, что начальный уровень владения ими я освоил, но есть ещё чему учиться. И я убеждён, что самые крутые волынщики на земле - это именно болгары».

Московский заход

Любопытно, что, не имея музыкального образования, Максим Бурко умудрился в 2018 году выступить в Малом зале Московской консерватории.

«Я тогда учился заочно в Самарском институте культуры на факультете звукорежиссуры. У нас преподавала Алла Виноградова – удивительный педагог, член Союза композиторов, замечательный человек.

Однажды я показал ей свои инструменты, и она предложила написать для них несколько композиций. Мне было это, конечно, очень лестно. Вскоре цикл из трёх пьес для этнических инструментов мы играли на разных площадках города с потрясающим пианистом Павлом Назаровым. Вот тут мне пришлось учить ноты.

А в 2018 году Алла Виноградова представила этот цикл на Всероссийский конкурс композиторов «AVANTI» и стала лауреатом. А мы с Павлом Назаровым были приглашены в качестве исполнителей на концерт лауреатов», - рассказал он.

Сейчас Максим выступает на публике нечасто. Знакомые музыканты иногда просят записать какую-нибудь партию или поработать сессионно.

Последним крупным проектом, в котором он принял участие, был «Культурный диалог времён - Волжский акцент» в 2020 году.

«Руководитель известного самарского коллектива «Волга фолк бэнд» Дмитрий Буцыков собрал музыкантов. Вместе с красноярским композитором Владимиром Кошелевым мы подготовили сюиту из восьми частей, каждая из которых посвящена одному из волжских регионов. Специально для этого проекта я сделал три инструмента. Мы тогда проехали с концертами по Волге от Костромы до Астрахани. Это был не только потрясающе интересный и очень полезный опыт, но и море удовольствия», - говорит Максим.

Дело мастера

А вот своё основное мастерство он показывает публике с удовольствием. 

«Мне гораздо интереснее делать инструменты, чем выступать со сцены, хотя играть на каждом из них я умею. Я очень хочу, чтобы люди больше интересовались этнической музыкой. Это огромный пласт культуры и истории, хранящий в себе невероятные богатства», - говорит мастер.

Максима Бурко периодически приглашают с лекциями и мастер-классами в краеведческий музей, в музей-галерею «Заварка», в самарские школы и вузы, на другие площадки.

Он, будучи замечательным рассказчиком, нередко становится гостем различных ярмарок и фестивалей.

«Я с удовольствием показываю свои инструменты, рассказываю о них. На мастер-классах за 10 минут из кусочка камыша могу сделать ножом примитивную дудочку, что всегда приводит в восторг моих собеседников», - признается мастер.

Техника музыки

Сегодня мастер имеет приличный опыт и несколько сотен авторских инструментов, выполненных своими руками.

В арсенале мастера большое разнообразие вариантов – он делает кены, флейты, калюки, кугиклы, волынки, свирели, несколько разновидностей рожков, и это далеко не полный перечень.

«На всех этих разновидностях я играю сам. У меня есть твёрдое убеждение, что сделать хороший инструмент можно только в том случае, если им неплохо владеешь», - считает он.

По словам мастера, свою дудочку он всегда отличит от других по звучанию.
Берясь за изготовление новой разновидности народного духового инструмента, сначала Максим тщательно изучает матчасть.

«Для начала я делаю аутентичный образец - из традиционных материалов, по традиционной технологии, чтобы получился тот самый, от которого я буду отталкиваться. Часто традиционные материалы не предназначены для современной профессиональной работы. Если, к примеру, взять рожок, то его пищик - главную деталь любого духового инструмента – делают из очень капризного камыша.

В отличие от наших предков, у которых особо не было выбора, у меня он есть. Я, например, делаю пищики из карбона, но надо следить, чтобы такие вариации не сильно уводили звук от оригинала. Второстепенных деталей при изготовлении инструмента нет, значение имеет любая мелочь. А настройка – это и особое умение, и навык», - делится секретами мастер.

У Максима Бурко есть своя мастерская, все необходимое оборудование.

«Если говорить о материалах, в основном я работаю с клёном. Также хороши для духовых твёрдые фруктовые породы - яблоня, груша, вишня, абрикос, орех. А вот мягкие сосна или ель - совсем не подходят», - рассказывает он.

На изготовление одного инструмента может потребоваться от одного дня до нескольких месяцев. Но прежде надо запастись материалами, порой - весьма экзотичными. Например, чтобы сделать рожок, надо где-то добыть настоящий бычий рог. Не сразу сообразишь, как решить эту задачу в городе.

«Несколько лет назад на рынке я подружился с мясником, который и поставляет мне рога. Материал этот требует особой длительной подготовки к работе. Сначала их надо хорошенько проварить в течение 4-5 часов, затем тщательно высушить, отшлифовать и только потом приниматься за основную работу», - поделился умелец.