Операция "Потребкооперация"

   
   

Потребительская кооперация в советские годы была частью сельского уклада жизни.

Молоко, мясо с личных подворий, овощи с огородов через заготконторы и перерабатывающие производства системы потребкооперации попадали на прилавки как сельских, так и городских кооперативных магазинов и пользовались большим спросом. Сейчас от этого мало что осталось. Появились проблемы как со сбытом и переработкой выращенной в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) продукции, так и с торговым обслуживанием сельской местности. Решить их можно, дав новый импульс развитию потребительской кооперации на селе.

Для этого губернский минсельхозпрод разработал областную целевую программу на 2010-2012 гг. На минувшей неделе облправительство её утвердило. За три года предусматривается обновить мощности по переработке сельхозпродукции, развить производство недорогого продовольствия и модернизировать систему его реализации в городах и сельской местности.

Одно из важнейших направлений программы - расширение масштабов закупочно-заготовительной деятельности. Это, по словам замминистра сельского хозяйства Виктора Альтергота, потянет за собой рост числа желающих увеличить объёмы производства в своих ЛПХ, а также заняться иными малыми формами хозяйствования. Что обеспечит большую занятость и подрастит доходы деревенских жителей.

В областном минсельхоз.проде считают, что облпотребсоюз при имеющихся у него производственных мощностях, в принципе, может обеспечить выпуск недорогих хлебных, колбасных, кондитерских, макаронных изделий, рыбных и мясных полуфабрикатов. Загвоздка в износе оборудования и нехватке у кооператоров оборотных средств на его модернизацию и приобретение новых линий по комплексной переработке сельхозпродукции. Целевая программа предусматривает решить эту проблему частично за счёт бюджетной подпитки - это 360 млн. руб. в течение трёх лет. Но в основном расчёт на внебюджетные инвестиции - главным образом, кредиты. По словам Виктора Альтергота, с принятием программы сельчане будут кредитоваться активнее, так как попадут под субсидирование процентной ставки из обл.бюджета. Источником средств со следующего года станут и соответствующие федеральные проекты, воспользоваться которыми кооператоры тоже смогут благодаря принятию программы.

В небольших деревнях чаще всего единственным поставщиком товаров первой необходимости является потребкооперация. Бизнес туда носа не кажет - невыгодно. Облпотребсоюз же сельчан не бросает, несмотря на то, что 106 сельских торговых точек приносят одни убытки. Наоборот, чтобы поддержать деревенских жителей, пенсионерам и малоимущим предоставляют скидки, продают товары в рассрочку. Кооперация берёт на себя и некоторые другие социальные функции - от выделения средств на обучение детей до пополнения книжных фондов сельских библиотек. В программе предусмотрены меры, которые позволят сохранить планово-убыточные магазины в деревнях с населением меньше 100 человек за счёт бюджетного субсидирования торговли в них.

Подводя итоги обсуждения документа, губернатор Владимир Артяков отметил социальную значимость программы. В целом одобрив документ, он, однако, предостерёг, чтобы за масштабными перспективами, намеченными в нём, не потерять то, что уже есть, и эффективно хозяйствовать для начала на существующих мощностях.

- Мы много говорим о развитии потребкооперации, и сельчане надеются на нас, - резюмировал губернатор, - пора показывать результаты.

Смотрите также: