Расчёт на чужой каравай

   
   

Весной, когда хлеборобы губернии быстро и организованно отсеялись, ничего беды не предвещало.

Наоборот, были все предпосылки, чтобы перекрыть прошлогодний рекордный урожай в 2 млн. тонн зерновых.

Вместо зерна солома

Засуха все прогнозы перечеркнула. Меньше всех от отсутствия влаги пострадали хозяйства Сызранского, Ставропольского, Шигонского, Приволжского и Борского районов, но и там на рекордные урожаи не надеются. На юге губернии ситуация критическая. Дождей там не было с середины мая и весь июнь. При температуре воздуха от 35 до 39 градусов, отягощённой суховеями, земля прогревалась почти до 70 градусов.

- Яровые в районе погибли полностью, - с горечью говорит начальник Большечерниговского райсельхозуправления Владимир Пильщиков. - Озимые тоже пострадали сильно, качественного зерна с них не получим, одна солома. Обидно, столько средств и труда вложено впустую. Если помощи нам не окажут, то следующей посевной просто не будет.

Не намного лучше ситуация и в северной зоне губернии. По словам начальника Кошкинского сельхозуправления Виктора Титова, яровые в районе занимают около трети посевов, на отдельных участках засуха их погубила полностью. Надежда была на озимые, но и они пострадали, ожидаемого урожая не дадут.

По данным областного минсельхозпрода, в целом по области засуха сгубила яровые культуры на площади 510 тыс. га и озимые на 106 тыс. га.

На грани банкротства

Ситуация усугубляется тем, что большинство посевов не застрахованы. Например, в наиболее пострадавшем от засухи Большечерниговском районе хозяйства застраховали около 30% посевных площадей. В Кошкинском районе - не более 10%. К тому же сельхозпредприятия и фермеры накануне посевной набрали кредитов в Россельхозбанке на покупку минудобрений, семян, ГСМ, многие брали технику по лизинговым схемам. Срок платежа по займам - осенью. Рассчитаться большинству хозяйств области будет просто нечем. Если не придёт помощь со стороны, банкротство для них неизбежно. Под угрозой оказались не только зерносеющие, но и животноводческие хозяйства. Есть опасения, что зимой скот кормить будет нечем и придётся пустить под нож даже молочных коров.

Госпомощь обещана

Областная власть предпринимает попытки спасти сельхозотрасль губернии, оказавшуюся в чрезвычайной ситуации. Губернатор Владимир Артяков уже заручился обещаниями федерального министра сельского хозяйства Елены Скрынник и вице-премьера Виктора Зубкова о поддержке губернских аграриев. Суть её в предоставлении хозяйствам отсрочки на 3 года по кредитам Россельхозбанка; направлении в губернию из федерального интервенционного зернового фонда 200 тыс. тонн продовольственного и 400 тыс. тонн фуражного зерна; выделении из федерального бюджета средств на компенсацию части потерь от засухи.

Вопрос о чрезвычайной ситуации в нашей губернии рассматривался и на совещании по подготовке к уборке урожая в Краснодаре, где выступил самарский губернатор. По сообщению департамента информации и аналитики облправительства, среди разработанных Минсельхозом мер, направленных на оказание помощи пострадавшим от засухи регионам, определённость есть лишь по выделению нашей области 600 тыс. т зерна. О пролонгации выплат по кредитам Россельхозбанка и по другим инициативам самарского губернатора по оказанию помощи сельхозотрасли губернии ясности пока нет.

Что будет с ценами на хлеб в губернских магазинах, предположить нетрудно. Если и в урожайные годы находилась масса причин, чтобы объяснить, почему они выросли, то в нынешнем году неурожаем можно будет оправдывать рост цен не только на хлеб, но и на мясо, молоко и прочее продовольствие.

Смотрите также: