Диагноз без лечения

   
   

В том, что реформа ЖКХ есть нечто мифическое, убеждено подавляющее большинство жителей губернии.

Стало только хуже

Заседания рабочей группы по реформированию ЖКХ, созданной при облправительстве, тоже показывают, что в этом деле конь не валялся. Дальше констатации проблем дело не сдвигается, сколько ни заседай.

Хотя формальные шаги по реформированию сделаны: большая часть жилфонда, где жители не выбрали способ управления своими домами, по конкурсу была передана от муниципальных КЖКХ в обслуживание управляющим компаниям. Сказать, что от этой "реформаторской" меры ничего не изменилось, мало. Стало только хуже. Привычные ЖЭУ, теперь нанятые УК для обслуживания полученных в управление домов, проявляют ещё меньше рвения, чем до реформы. У них отношения оформлены с УК, а не с жильцами, вот ЖЭУ и "футболят" "неорганизованных" активистов. Мол, по договору вы деньги платите УК, с неё и спрашивайте. Не лучше ситуация и с теми домами, где собственники захотели и сумели организовать ТСЖ.

В очередной раз о минусах реформирования коммуналки шла речь на "круглом столе", который на минувшей неделе прошёл в Самаре. В нём традиционно участвовали представители рабочей группы по реформированию ЖКХ, профильного областного министерства, департамента городского хозяйства администрации Самары и руководители ТСЖ. Последние, надо заметить, уверены, что товарищества собственников жилья - именно та форма управления домами, которая позволяет навести порядок в коммунальном хозяйстве. Хотя пока удаётся это только тем ТСЖ, которыми руководят самые настырные и грамотные председатели. А таких единицы.

УК - ширма для чиновников?

Что и кто мешает коммунальной реформе, участники "круглого стола" знают хорошо. Две основные помехи - пробелы в законодательстве и бездействие, а то и противодействие созданию и работе ТСЖ муниципальных чиновников. Причём одно с другим тесно связано. К примеру, почти неразрешимая задача для ТСЖ получить техническую документацию на дом, где создано товарищество. Без этих бумаг ничего революционного они в своём доме не сделают.

Председатель ТСЖ Светлана Тяжева поведала, что недавно в её руках оказался "замечательный документ" за подписью замглавы города по коммунальному хозяйству Сергея Рубакова. В нём чётко расписано, как, кто и в какие сроки должен передать ТСЖ техдокументацию. Заиметь такую бумагу, радовалась она, - большая удача. На грешную землю Тяжеву спустили юристы департамента, которые... готовили документ, подписанный Рубаковым. Не будет никакой передачи, объявили они, потому что законодательно не определено должностное лицо, которое обязано подписать акт о передаче. Правда, иногда такие акты в Самаре подписывают главы райадминистраций. Если захотят. А они, как правило, утверждают председатели ТСЖ и ЖСК, этого не хотят. По версии председателя ЖСК Сергея Никонова, потому что имеют свой интерес, чтобы жилфонд находился в ведении частных управляющих компаний.

Изучив руководящий состав УК, победивших в Самаре в открытых конкурсах на управление домами, Никонов нашёл интересную закономерность. По его словам, многие из них возглавили бывшие замы глав райадминистраций по коммунальным вопросам. Видимо, последним легче договориться с бывшими коллегами, чтобы те не "разбазаривали" жилфонд, от количества которого зависят доходы управляющих компаний. Вот и пинают "безродного" председателя ТСЖ чиновники как хотят. Ведь утверждённого властью механизма процедуры перехода домов под управление ТСЖ действительно нет. Это на "голубом глазу" признал руководитель управления содержания жилфонда Самары Сергей Гавриш. Не утверждён в Самаре и порядок выделения и передачи земельных участков ТСЖ и собственникам многоквартирных домов. В других мегаполисах России это давно сделано, а у нас доходит до смешного. По словам самого Гавриша, для него тоже не новость, что главы райадминистраций затягивают процесс передачи домов, но департамент городского хозяйства им... не указ.

Ответственность в дефиците

Участники "круглого стола" прекрасно понимали, что, регулярно собираясь, толкут воду в ступе. Причины пробуксовки жилищно-коммунальной реформы всем известны и сто раз названы. Как образно заметил Сергей Никонов, посиделки на заданную тему превращаются в коллективную шизофрению из разряда "тихо сам с собою я веду беседу". К слову, представителей управляющих компаний на "круглом столе" не было.

Ответить на вопрос "что делать?" собравшиеся всё же пытались. Их мнение: реформа сдвинется с места, если на всех уровнях власти будут определены наделённые необходимыми полномочиями конкретные должностные лица. Которые ответят за её результат.

Смотрите также: