Многие водители воспринимают госавтоинспектора на дороге как потенциального взяточника.
Ну и ведут себя соответственно - нарушив правила, предлагают "командиру" решить проблему на месте. "Командир" чаще всего "решает" - за мзду.
Полосатый жезл как волшебная палочка
Начальник облГИБДД Валерий Трофимов, не оправдывая своих подчинённых, уверен, что дающий ничем не лучше берущего. Кстати, закон с ним солидарен: и взяточник, и взяткодатель - преступники.
Главный областной гаишник вспомнил случай из собственной служебной биографии. В 1998 году лично ему предлагали "Тойоту Лендкрузер" в обмен на "некие действия". Трофимов устоял. Но сопротивляться соблазну лёгких денег способны далеко не все сотрудники ГИБДД. А некоторые "стражи дорог" вполне сознательно пользуются полосатым жезлом, как волшебной палочкой, исключительно для пополнения личного кармана. В Тольятти, рассказал Трофимов, недавно поймали сотрудника на взятке в 25 тыс. руб. В такую сумму он оценил свою "услугу" по возврату водительских прав нарушителю.
Иногда "оборотни" попадаются
С "оборотнями в погонах" в областном управлении ГИБДД усердно борются. Несколько лет назад создали спецслужбу - контрольно-профилактический отдел (КПО), чтобы выявлять, а главное - предупреждать правонарушения и преступления среди своих.
По словам Валерия Трофимова, результаты работы КПО есть. В прошлом году сотрудники ГИБДД привлекались к ответственности по 9 уголовным делам, осуждены 17 человек. С начала нынешнего года возбуждено уже 27 уголовных дел. "Погорели" их фигуранты за разнообразные проявления коррупции: взятки, злоупотребления служебным положением, незаконную регистрацию транспортных средств и прочее. Нашумевшая история о вольностях с компьютерной базой облГИБДД тоже выплыла на свет благодаря проверке контрольно-профилактического отдела. Ушлые "оборотни" удаляли из неё информацию о лишении водителей прав на управление автомобилем и выдавали дубликаты водительских документов злостным нарушителям правил поведения на дорогах. Понятно, не за красивые глаза. Теперь этой компанией занимается прокуратура. В стадии расследования - 15 уголовных дел, одно скоро передадут в суд.
Однако главным в работе КПО Валерий Юрьевич считает профилактику преступлений и правонарушений во вверенном ему ведомстве. От превентивных мер, по его мнению, проку не меньше, чем от изобличения попавшегося на взятке. Поэтому контрольно-профилактический отдел регулярно устраивает коллегам гласные и негласные проверки. Их результаты всегда попадают к начальнику областной ГИБДД, и он решает вопрос о наказании проштрафившихся. А обобщённые материалы по выявленным злоупотреблениям направляются во все подразделения ГИБДД для изучения в назидательных целях - мол, контрольно-профилактический отдел не дремлет.
Устроиться на работу в ГИБДД, утверждает Валерий Трофимов, заведомому проходимцу почти невозможно: даже стажёры обязательно проходят собеседование либо с самим начальником облГИБДД, либо с кем-то из его замов. Правда, в связи с этим непонятно, откуда в таком случае на дорогах появляются жадные до водительских денег "оборотни" с полосатыми жезлами.
Терминалы для штрафов
Не секрет, что водитель-нарушитель пытается расплатиться с гаишником прямо на дороге, потому что не хочет тратить кучу драгоценного времени на уплату официального штрафа - в банках очередь, да и не в каждом такую услугу оказывают. И хотя Валерий Трофимов считает, что такая потеря времени тоже своего рода наказание, но всё же планирует до конца года ввести по всей области упрощённую систему уплаты штрафов. В банках, магазинах установят автоматические терминалы, которым можно будет быстро "скормить" энную сумму в соответствии с квитанцией о штрафе. Рассматривался вопрос и об установлении кассовых аппаратов прямо в патрульных машинах - чтобы нарушители деньги не гаишнику совали втихаря, а в бескорыстный механизм. Но оказалось - слишком пока дорогое это удовольствие.
Смотрите также:
- Тольяттинцы вышли на митинг, требуя справедливого суда над Лекторовичем →
- «Борец с коррупцией» и сотрудники прокуратуры бросили умирающих →
- ...Проблема всей системы? →