Я б в рабочие пошёл. Но кто меня научит?..

   
   

Проблема востребованности рабочих специальностей молодёжью возникла не вчера, и с каждым годом она обостряется.

Казалось бы, парадокс: число рабочих вакансий на заводах уже не поддаётся подсчётам, а государство всерьёз озабочено безработицей молодёжи. Средний возраст самарских рабочих - 55 лет, а достойной смены им всё нет и нет.

Рабочий - это неудачник?

Нехватка рабочих рук на заводах - явление в общем-то понятное. Молодым людям нужны приличные условия труда и высокая зарплата. Причём не когда-нибудь потом, а сразу. По данным опроса, проведённого среди ста самарских одиннадцатиклассников, только четверо собираются идти работать на завод. Перспективы остальных - юрист, менеджер, экономист... Будущие выпускники мотивируют отказ от рабочих специальностей низкой и нерегулярной зарплатой. Пугают свободолюбивую молодёжь и проходная, строгая пропускная система, жёсткий рабочий график.

Но не раз прозвучала и такая пренебрежительная фраза: "На заводах скапливаются шлаки общества". Действительно, престиж рабочих профессий сегодня чрезвычайно низок. Среди молодёжи сложился устойчивый стереотип, что рабочий - это неудачник, человек, не сумевший себя реализовать в более привлекательной интеллектуальной сфере. И пока ни с чьей стороны не наблюдается серьёзных попыток этот стереотип разрушить.

Замкнутый круг

Зарплата сегодня - один из главных критериев оценки рабочего места. Однако, как утверждает менеджер по персоналу ОАО "Самарский подшипниковый завод" (СПЗ) Ирина Шильдина, ведущие специалисты на этом предприятии получают довольно "приличные" деньги. Скажем, зарплата кузнеца-штамповщика превышает 10-12 тысяч рублей, токарь получает 10 тысяч. Но проблема в том, что деньги на заводе лёгкими не бывают. Та же профессия кузнеца-штамповщика требует тяжёлых физических усилий. А молодой "промоутер" играючи заработает такую же сумму, провернув удачную сделку купли-продажи. В результате на сегодня в СПЗ свыше 600 рабочих вакансий. Самые востребованные специальности - кузнец-штамповщик, токарь, электромонтёр, ремонтник.

Дефицит рабочих рук здесь ощущается особенно остро, потому что в этом году объём производства вырос на 30%. То есть предприятие развивается. В этой непростой ситуации руководство завода пытается привлечь внимание и пробудить интерес со стороны молодёжи. На базе СПЗ создана молодёжная организация, открыли здесь и спортзал с теннисными столами. Конечно, это плюсы. Но вряд ли одному небольшому спортзалу под силу решить две глобальные проблемы: безработицу молодёжи и нехватку рабочих рук на заводе. Возникает замкнутый круг: работы полно, а работать не хотят. И разорвать этот круг некому: "Чем работать столяром, я лучше дома сидеть буду", - заявил мне один одиннадцатиклассник.

"Социалка", родители и армия

Руководство большинства самарских заводов избавилось от "социалки", передав жилой фонд, детсады, общаги, турбазы на баланс муниципалитетов или продав их. По мнению директора Самарского техникума городского хозяйства и строительных технологий Ивана Съедугина, это и вовсе оттолкнуло молодых людей от профессии рабочего.

Проблема, на его взгляд, сегодня заключается не столько даже в молодых, сколько в их родителях. Ведь несмотря на "взрослость" и "самостоятельность" одиннадцатиклассников, почти все решения за них принимают папы и мамы. "Психологически чрезвычайно сложно убедить родителей, что их ребёнок может получать относительно приличную зарплату, работая на заводе", - считает Иван Съедугин. От себя добавим, что в определении жизненных перспектив для ребят непременно присутствует и такой фактор, как будущий призыв в армию. Институт даёт выпускнику школы отсрочку, а завод - увы.

Кадровые агентства отдыхают

По данным Самарского отделения Ассоциации консультантов по подбору персонала, из 30 самарских кадровых агентств только одно специализируется на подборе рабочих. Остальные операторы рынка занимаются поиском руководителей и специалистов, что обусловлено спросом на услуги агентств. По словам работника одного из кадровых агентств Ольги Солнцевой, сегодня не складывается рыночная ситуация, которая позволила бы агентствам зарабатывать на подборе рабочих. Работодателям, видимо, выгоднее возложить эту функцию на внутренние службы предприятий, которые, как правило, публикуют объявления о вакансиях в газетах. О профориентации в школах речь давно не идёт. Экскурсии школьников на завод - явление экзотическое. Долгосрочной продуманной программы по решению кадровой проблемы на предприятиях, похоже, нет.

Так зачем сетовать, что молодёжь не идёт в рабочие? Ведь её никто и не учит...

Смотрите также: