Дала обет: построить храм

   
   

Началась эта удивительная история в крохотном "нефтяном" государстве Ближнего Востока - Объединённых Арабских Эмиратах.

Сюда, на Аравийский полуостров, наша землячка Елена Калюжная приехала в 1996 году с намерением организовать свой бизнес. "В знойной пустыне скорее оазис появится, чем женщина станет руководителем". Эту восточную поговорку она опровергла добросовестной работой и безупречной репутацией. Вскоре Елена Калюжная возглавила авиационную компанию "Интал Авиа".

Это были не пустые угрозы

В 2000 году, когда компания встала на ноги, позвонили неизвестные и потребовали от президента Калюжной два миллиона долларов. Судя по всему, звонили представители одной из племенных банд. Пригрозили: не будут выполнены их требования, госпожу Калюжную похитят и убьют. Пострадают, предупредили, и её близкие.

Елена Николаевна хорошо знала, что это не пустые угрозы. Уже были случаи, когда преуспевающие бизнесмены-иностранцы исчезали навсегда в песках пустыни, другие из-за угроз сворачивали бизнес и уезжали. Женщине-иностранке, да ещё православного вероисповедания, невыполнение бандитских требований грозило неминуемой бедой. Власти страны хотя и предприняли ряд защитительных мер, дать полную гарантию безопасности не могли.

"Мама, что делать?" - позвонила она в Новокуйбышевск.

Валентина Гавриловна поначалу растерялась, расплакалась. Но потом женщины вспомнили о своём родственнике - священнике Геннадии Феоктистове - и немного успокоились. "Дочка, мы с тобой верующие, давай поступим так, как скажет батюшка".

Арабы не могли скрыть изумления

Выслушав взволнованный рассказ двоюродной сестры, митрофорный протоиерей Геннадий Феоктистов усердно помолился, а потом объявил: Лене необходимо взять обет и исполнить его.

Обет у христиан означает торжественное обещание, обязательство сделать какое-либо доброе дело во славу Божию. Какое - зависит от свободной воли самого христианина. В старину на Руси часто давали обеты - при угрозе жизни, в бедствиях, во время голода, эпидемий, войн. Обет - это всегда самоотвержение, подвиг. Неисполнение свободно данного обета - тяжкий грех, что нередко заканчивалось трагически.

Отец Геннадий назвал несколько возможных для племянницы обетов: продолжительный пост, поездка на Святую землю, лепта на строительство храма... Елена Николаевна могла выбрать только один, но она все обдумала и, посоветовавшись с близкими, взяла тройной обет.

Теперь уже разволновался протоиерей Геннадий Феоктистов. Вскоре, проделав неблизкий путь, он прилетел к племяннице.

- Лену нужно было поддержать,- рассказывает отец Геннадий. - Мы вместе много молились, читали Евангелие. На берегу Индийского океана говорили о вечном и о насущном. Потом Лена начала поститься, исповедалась, а позднее отправилась на Святую землю. Мы твёрдо верили, что Господь нас не оставит.

О поездке в Объединенные Арабские Эмираты батюшка вспоминает с воодушевлением:

- По улицам я ходил в рясе, с крестом на груди. Арабы, конечно, не могли скрыть своего изумления при виде православного священника, но относились ко мне подчёркнуто уважительно. Как-то Лена пригласила в гости одного из правителей государства - шейха. Перед тем как сесть за стол, я прочитал молитву, осенил крестным знамением еду - гостями это было воспринято с пониманием.

Шесть лет трудов, молитв и надежд

Между тем время шло, а звонков и угроз больше не было. Елена Николаевна никогда не задумывалась, что могло произойти с несостоявшимися похитителями. Жила радостным сознанием, что Господь её услышал. Но теперь предстояло исполнить самый трудный обет - построить православный храм. Строить решила в России, в Кинеле Самарской области, где и служил её дядя протоиерей Геннадий Феоктистов. Но глава городской администрации неожиданно отказал. И тогда архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил Елену Николаевну и её мать Валентину Гавриловну строить деревянный храм в Кировском районе Самары. Шел 2000-й год.

- Лена присылала деньги, а я на них в Ульяновской области покупала брёвна,- буднично рассказывает Валентина Гавриловна. - За куполами ездила в Челябинск. Везде нужен был глаз и пригляд. Много чего довелось испытать...

Сначала была построена часовня, а потом семикупольный храм в традициях русского Севера. Он по праздникам вмещает до пятисот человек.

Шесть лет трудов, молитв и надежд. За это время Валентина Гавриловна, уже будучи пенсионеркой, освоила специальности проектировщика, строителя, подрядчика, снабженца, бухгалтера. Пока строился храм, она сама духовно возрастала, окрестила всех своих родственников, многим помогла прийти к православной вере.

Православный храм на Аравийском полуострове

Есть в Библии промыслительные слова: "Если Бог не созиждет дом, напрасно трудится строитель". Главным строителем этого прекрасного храма мать и дочь называют Господа. Елена Николаевна, несмотря на занятость и дальнее расстояние, много раз прилетала в Самару на строительство, вникала во все нужды.

О её хлопотах по строительству христианской святыни узнали в Объединённых Арабских Эмиратах. Высшая государственная знать выразила своё одобрение, а шейх неожиданно предложил Лене участвовать также в строительстве первой православной церкви на Аравийском полуострове. Так вышло, что Божий дом в Объединённых Арабских Эмиратах был построен чуть раньше, чем храм в Самаре.

А 2 марта Владыка Сергий отслужил первую Божественную литургию и в храме во имя Трёх Святителей. Правящий архиерей поблагодарил Валентину Гавриловну и Елену Николаевну за понесённые труды по возрождению православия на самарской земле.

- Владыка, вас ждут в Объединённых Арабских Эмиратах, - в свою очередь сообщила Валентина Гавриловна. Уже последовало и официальное приглашение. Это вполне объяснимо: власти ОАЭ после недавнего визита президента Владимира Путина всячески стремятся развивать отношения с Россией. В этой арабской стране высокого мнения о русских специалистах, с уважением относятся к православию, хорошо знают и историю госпожи Калюжной и её тройного обета.

Смотрите также: