27 августа, тихий ещё летний день... подокрался незаметно, принеся с собой яркое солнце и праздник, в равной степени близкий каждому, - День кино.
В прошедшее воскресенье в зале самарского кинотеатра "Художественный" собрались лучшие кинематографисты области, чтобы поздравить друг друга, вспомнить годы совместной работы и преподнести себе и всем пришедшим зрителям подарок. Этим подарком стал фильм под названием "Документальное пространство", последняя работа Самарской студии кинохроники.
О том, что такое документальное пространство и кто в нём живет, рассказал главный редактор Самарской студии кинохроники Борис Кожин:
- Давно это было. Можно сказать, в начале прошлого века. В 1919 году 27 августа В.И. Ленин подписал декрет о национализации кино и фотопромышленности. Потом приняли решение сделать 27 августа Днем кино. Прошло много лет, мы живём в другой стране, другом времени, но по-прежнему отмечаем этот праздник.
Те, кто постарше, помнят, что раньше во всех кинотеатрах было написано: "Из искусств для нас важнейшим является кино". Эти слова приписывают Ленину. Но здесь необходимо понимать, что Ленин говорил о неигровом кино, он имел в виду кинолетопись. Игровых фильмов он не видел.
Сегодня, в День кино, мы договорились с дирекцией кинотеатра "Художественный", с начальником облкинопроката и показали премьеру: свою последнюю работу, которую снимали к 80-летию нашей студии (следующий год для Самарской студии кинохроники - юбилейный). Фильм называется "Документальное пространство, или Кино без актёра".
Название мы придумали сами. При этом слукавили. В документальном кино есть два великих актёра - жизнь и время. И переиграть их невозможно.
Почему такое кино вызывает интерес у зрителей? Они вдруг понимают, что видят себя. Это рассказ о них, об их времени или о том времени, когда были молоды их бабушки и дедушки.
Настоящий документальный фильм или настоящий киножурнал - это не событие, а его образ. Сегодняшняя газета или радиопередача завтра - уже вчерашняя. А образ живёт долго. В этом вся история и вся прелесть. Кому не интересно сегодня, когда включается кинопроектор, увидеть 20-е, 30-е, 60-е годы?! Как мы смеялись, как мы плакали, над чем плакали, чему смеялись, как мы были одеты, как шли по улице, как жестикулировали...
Кому не интересно увидеть детей в пионерских галстуках?! "Боже мой, это ведь моя бабушка", - говорит сегодняшний зритель. Разве не любопытно?
Кинематограф - это уйма людей: режиссёры, операторы, сценаристы, проявщики, звукооператоры, монтажники и т.д. Придя в кино, они из него не уходят. Злятся на него, проклинают, не имеют отпусков... У них всегда не нормирован рабочий день, не нормирована жизнь... Но они всё равно не уходят. Кино завораживает.
Самарские кинематографисты одними из первых создали уникальную коллекцию документальных лент. Это достояние страны. Оно не должно пропасть. Иначе нам потомки никогда этого не простят.
Однако именно это тема сейчас особенно актуальна. Дело в том, что как раз перед юбилеем над старейшей в Поволжье студией кинохроники нависла угроза. Её могут закрыть. Причина банальна - нехватка средств. Не случайно появилась строчка в титрах последнего фильма: "Операторы, сценаристы, режиссёры - летописцы времени. Раньше нам казалось, что мы нужны. Что нам думать теперь?".
Тем не менее студия пока существует. Может, все-таки губернская и городская власть помогут? Я думаю, что все, кто находится у власти, остаются в истории только благодаря своей культурной акции. Всё будет забыто: сколько добывалось нефти и угля, какие были урожаи. Но никогда не забудется тот, кто, находясь у власти, поддерживал кинодраматургов, художников, открывал кинотеатры, музеи. Только своей культурной помощью можно оставить себя в истории города, губернии, страны, мира.
Смотрите также:
- Николай Бурляев: Русь преступно поделили три иуды славянского мира →
- Жить по мечте. В российское кино возвращается советская романтика →
- В Самаре закончились съемки фильма "Метро" →