Порядка 85% горожан предпочитают слушать музыку в наушниках во время работы в офисе, на прогулке или дома. Причем у половины музыкальный фон звучит с утра до вечера.
Кандидат биологических наук и основатель Фонда изучения резонансов ДНК (Сан-Диего, Калифорния) Макс Ремпель рассказал нашему корреспонденту, как звуковые волны влияют на мозг человека. Какие частоты полезны, а каких лучше избегать. Что такое бинауральные ритмы? Для чего нужна синхронизация полушарий? Как звуковые и электромагнитные волны влияют на клетку?
Тонкая настройка
-Марина Куцина, «АиФ-Самара»: - Расскажите, что представляют бинауральные ритмы и для чего они нужны?
- Термин «бинауральный» придумал американский инженер Роберт Аллен Монро. По-русски это означает буквально «двуушный». То есть на два уха через наушники подаются звуковые частоты, различающиеся по частоте и фазе. Такие ритмы применяются в психотерапии, а также для вхождения в трансовые состояния. Эффект бинауральности можно почувствовать на концерте, когда играет оркестр с разных сторон, или просто слушая бинауральную музыку в наушниках - ее полно в ютубе.
Преимущества бинауральности в том, что за счёт интерференции звуковые волны производят инфразвук, неслышимые колебания низких частот. Например, если два камушка бросить в воду, то на поверхности появятся круги. Как только они начнут пересекаться, возникнет новый волновой рисунок, называемый интерференционным узором, он будет колебаться с более низкой частотой, чем исходные волны. Если столкнуть две звуковые волны, будет то же самое. Например, слышимые волны одинаковой частоты в 500 Гц при их интерференционном столкновении дадут порядка 10 Гц, то есть неслышимые колебания низких частот, свойственные мозгу. Эта разница с различными числовыми вариациями соответствуют тем самым мозговым волнам (brain waves): альфа, бета, гамма, тета. В музыке это явление называется обертонами.
Форма наших ушей имеет сложное строение. Поэтому, когда звук отражается от их стенок, он приобретает дополнительные обертона. Таким образом, в зависимости от тембра звука мы можем определить, с какой стороны находится его источник и даже расстояние до источника.
Такая система отслеживания направления звука есть не только у людей, но и у других животных. Это, кстати, моя научная догадка. Еще не встречал, чтобы кто-то из нейрофизиологов писал об этом. Бинауральность связана с этим эффектом, но не напрямую. Дело в том, что уши превращают звук в нейронные сигналы, а уже в нейронах происходит интерференция и образование низких частот. Это уже не звуковые, а электрохимические волны.
- Что такое хемисинк?
- Это синхронизация частот обоих полушарий мозга с помощью звуковых волн. Способ стимулирования различных функций головного мозга с помощью бинауральных ритмов. Существуют записи бинауральной музыки, успокаивающие боль, активизирующие естественные восстановительные способности организма, стимулирующие творчество, помогающие при бессоннице и другие. Данным направлением занимались в США в институте Монро в 70-х годах прошлого века.
Между воображаемым и реальным
- Могут бинауральные ритмы менять частоту мозговых волн?
-Да, могут. В качестве примера приведу эффект, который с английского на русский язык переводится как «вовлечение». Когда человек меняет часовой пояс, его естественные ритмы организма также сдвигаются. Ещё пример: при прослушивании музыки у человека реагирует тело. Если мы говорим про бинауральные частоты, то это частоты от долей герца до килогерц. Для разных людей звуковые ритмы ощущаются по-своему. Например, мы, выросшие в 70-х годах, впитали музыку того времени, она прописана в нашем подсознании через радио. Когда она звучит, она для нас совершенно естественна. Для многих моих сверстников современная музыка кажется чуждой, некоторым даже от неё становится нехорошо. Зато для подростков современные ритмы будут естественными даже через много лет.
- Какие частоты полезны для человека, а какие нет? Приведите, пожалуйста, примеры.
- Насколько мне известно, частота 4 Гц может вызвать панику при прослушивании её в состоянии бодрствования. Хороши те частоты, которые гармоничны и созвучны нашим собственным сердечным и дыхательным ритмам. Музыка или звуки, которые не гармонируют с внутренними частотами организма, напротив, вносят дисбаланс. Взять, к примеру, техномузыку, которая синтезируется на компьютере. В плохой техномузыке неестественные мелодические узоры повторяются без изменений сотни раз, и наше подсознание этому противится. Когда же музыканты играют вживую, даже если они используют электронное обогащение звука - в ней больше фрактальных узоров, её части никогда не повторяются в точности. Эта музыка более полезна.
- Уточните, пожалуйста, к примеру, 888 Гц или 144 Гц - полезны?
- Подозреваю, что все «волшебные» частоты - это выдумка, они больше для красоты, чем для смысла. Чтобы утверждать, что определенная частота, как, например 888, 528 или 144 Гц, полезна, надо провести дважды слепые эксперименты с достаточным количеством добровольцев. Таких экспериментов никто не публиковал. Однако люди начинают сами экспериментировать, создавать приборы, и дальше уже приоритеты расставляет коммерческий рынок. Если приборы с определенной частотой имеют успех на рынке, есть шанс, что эта частота действительно работает.
Так, в книге американской исследовательницы Eileen Day McKusick «Electric Body, Electric Health» описывается действие так называемых целительных камертонов, настроенных на разные частоты и энергетические телесные центры. Это действительно работает, я проверял на себе и других людях. Но когда попробовал заменить одни камертоны на другие, полезный эффект оставался, что только подтвердило мои подозрения, что не очень важно, какой именно частотой пользуешься.
Вначале было слово?
- Неудивительно, что ученые интересуются, как звуковые волны и музыка влияют на наше настроение и продуктивность. Но, оказывается, этот процесс куда глубже...
-В прикладной физике используется электроакустика, где высокочастотные электромагнитные волны заставляют пульсировать со звуковыми частотами, которые сильно ниже. Этот же эффект, я полагаю, имеет место в живых клетках, где клеточная мембрана становится посредником при преобразовании звуковых волн в электромагнитные и обратно.
Роль волн в образовании формы организма изучают в необычной отрасли биологии, называемой киматикой. Она основана на предположении, что, форма организма задается интерференционными рисунками звуковых и элетроматнигных волн, которые производятся этим же организмом. Цель моих исследований - это показать, как геном организма создает его форму при помощи резонансов ДНК.