Поступить в университет - заветная мечта большей части самарских сташеклассников. если во времена СССР там хотели учиться лишь 15 % выпускников, то за три десятилетия количество желающих выросло в три с половиной раза
Кто стремится в студенческие ряды? Почему среди абитуриентов региональных вузов больше всего девушек? Является ли наличие диплома о высшем образовании социальным лифтом или гарантией высокой зарплаты?
Сдать ЕГЭ и уехать в столицу
Ученик 11-го класса одной из самарских школ Артём В. убежден, что диплом столичного вуза ему нужен, чтобы потом было легче найти работу с хорошим окладом.«Да, многое зависит от тебя. Но что бы там ни говорили, учеба в хорошем вузе - это инвестиция в будущее. Стартовать всегда проще с более высокой позиции»,- делится Артем. В этом году он хочет поступать в университет, связанный с госуправлением. Как отмечают социологи, молодежь в основной массе приходит в вузы именно за дипломом. Отсюда вытекает одна из самых главных проблем современного высшего образования - это разрыв между спросом и предложением. Работодателям нужны квалифицированные сотрудники, а не их разноцветные «корочки». Учитель информатики из села Подстёпки Ставропольского района Иван Тюрников со школьной скамьи объясняет детям, что знания неотделимы от практики. Он организовал в местной школе инкубатор для IT-стартапов. Старшеклассники не просто придумывают проекты, но и самостоятельно воплощают их в жизнь. По словам педагога, таким образом он развивает у учеников функциональную грамотность. Чтобы их идеи можно было применить в реальной жизни. Например, заработать, или сэкономить деньги, или сделать жизнь проще и удобнее. «Основная проблема большинства сельских школ - старые здания. Ремонт у нас са-мый простой: покрасили - и то хорошо. Наши ребята придумывают, как сделать школьное пространство функциональнее и удобнее. Для этого разрабатывают навигацию в виде виртуального тура, дизайн помещений, таблички с QR-кодами. Потом по этому макету будут декорировать стены, изготовят информационные таблички, стенды. Ранее мы так придумали и обустроили школьную радиостанцию», - рассказывает педагог. Такой подход уже приносит свои плоды. Большая часть старшеклассников из Подстепок мечтает связать свою жизнь с информационными технологиями. Действительно, по данным регионального Министерства образования, в последние несколько лет абитуриенты Самарской области все чаще проявляют интерес к специальностям, связанным с IT. Средний балл ЕГЭ по информатике - выше 73. Популярны у наших выпускников также педагогические специальности, гуманитарные науки и медицина, в частности стоматология и лечебное дело. Как правило, выпускники топовых региональных школ хотят быть студентами столичных вузов. Так, в Тольятти в 2020 году в вузы и ссузы Самарской области поступили 64,7%, а в учебные заведения других регионов - почти 33%.Большой популярностью пользуется МГУ, Бауманка, ВШЭ, МГИМО, МФТИ, Санкт-Петербургский госунивеститет и политех. Очень востребован среди самарских выпускников Казанский государственный университет. Зато местные вузы пока не входят в приоритетные списки наших абитуриентов. В них остаются те, кто не прошел конкурсный отбор в столичные вузы.
Кто теперь идет в студенты?
Преподаватель кафедры управления трудом и персона-лом РГУ нефти и газа им. Губкина, тренер бизнес-школ МГУ им. Ломоносова и РАНХиГС при Президенте РФ Артем Ступак выделяет три группы населения, среди которых сохраняется интерес к получению высшего образования. Во-первых, это средний класс. Студенты, чьи родители способны оплачивать обучение в вузе и содержать своих детей на протяжении всего периода обучения, так как полноценно работать и полностью самостоятельно себя обеспечивать, обучаясь в университете, современные студенты не могут.«Их родители свято верят, что высшее образование поможет найти высокооплачиваемую работу и удержаться в «среднем классе», имея хороший материальный достаток»,- резюмирует эксперт. Во-вторых, работающая молодежь. Как правило, это молодые люди от 22 до 30 лет, которые обучаются по вечерней или заочной форме. И причина получения высшего образования проста - им нужен диплом университета по определенной специальности для соблюдения формальных требований занимаемой должности или для дальнейшего карьерного роста. Обычно такие студенты оплачивают своё обучение сами, хотя бывают случаи, когда работодатель платит за перспективного специалиста. Кроме того, активно получают второе и третье высшее образование по программам магистратуры люди 35-50 лет, занимающие руководящие должности. «Чаще всего это специальности по экономике, менеджменту и управлению персоналом. И обусловлено это тем, что современному руководителю необходимо обладать не только технической специальностью, но управленческими навыками, - обозначает Артем Ступак. - При этом около 10% потенциальных абитуриентов считают, что высшее образование им никак не поможет в жизни. И выбирают после школы сразу идти работать или пробуют себя в предпринимательской деятельности, полагая, что только практика даст нужный опыт и знания. Мало освоить стандартную университетскую программу, необходимо за это время ещё иметь хоть какой-то опыт работы по специальности и развитые практические навыки в профессии».
Откуда «образовательный» туризм?
По данным Фонда социальных исследований, больше половины самарской молодежи (51%) убеждены, что им нужно получить высшее образование. Почти каждый шестой самарец считает, что должен окончить не один вуз, а два и более. И только 8% молодых самарцев готовы делать научную карьеру. Несмотря на эти цифры, социологи прогнозируют долговременное снижение образовательных притязаний самарской молодежи. Это связано, в том числе, и с уменьшением числа мест в региональных вузах, а значит, и возможностью реализовать мечту о заветной «корочке». «Если ещё в 2004 году местные вузы предоставляли 32,2 тысячи мест, то через 10-11 лет их число сократилось до 25,6 тысяч», - отмечают исследователи. Число самих университетов в регионе с начала «нулевых» также уменьшилось. Это отчасти совпадает с российским трендом. По данным Российского университета дружбы народов (РУДН), с 1993 по 2010 годы наблюдался рост числа студентов, преподавателей в сфере высшего образования. В это время активно росли негосударственные вузы, количество студентов-контрактников в государственных вузах. «Именно в этот период вузы стали зависеть от «контрактной иглы». Принимали практически всех, кто мог оплатить учебу, и отчисления за неуспеваемость были большой редкостью. Это сказалось как на качестве подготовки среднего студента, его мотивации, желании получить профессию и впоследствии стабильную и интересную работу, что тоже стало проблемой в условиях структурной перестройки экономики», - отмечают исследователи. Начиная с 2012 года наблюдается сокращение как абсолютной, так и относительной численности студентов бакалавриата и магистратуры. Их количество уменьшилось на 42%. Причины такого падения - демографическая яма и ликвидация неэффективных негосударственных вузов и филиалов некоторых университетов в регионах.