В Самарской области начали формировать кластер передовых российских беспилотных автоматизированных систем (БАС). Уже в этом году начнут тестировать дроны в сельском хозяйстве и в аэрологистике. А весной планируют открыть специальную зону для полётов беспилотников.
Поставить кластер на крыло
Оператор дрона и блогер из Самары Сергей Бобин отмечает, что с начала года в регионе действует запрет на выдачу разрешений на полёты беспилотников. Однако без «крылатых помощников» уже невозможно обойтись, настолько они упрощают жизнь. «Их активно применяют, например, в аэорофотосьемке или для отслеживания состояния архитектуры зданий, газопроводов. Поэтому разрешения выдают только тем, кто работает с госпредприятиями, а также для некоторых СМИ», - говорит эксперт.
Скоро в нашем регионе расширят диапазон применения автоматизированных беспилотных систем. В конце прошлого года губернатор Самарской области Дмитрий Азаров объявил о создании в регионе кластера беспилотной авиации. На днях в наблюдательном совете при президенте РФ, посвящённом перспективам беспилотной авиации в России, обсуждали перспективы развития самарского кластера. Белгородская компания «Транспорт будущего» собирается запустить у нас производство грузовых дронов и создать структуру воздушного пространства для их полётов.
Представители компании привезли в Самару грузовой дрон Hi-Fly Cargo взлётной массой 700 кг, а также Рити 12 (12 кг взлётной массой). Предполагается, что аппарат будет применяться для доставки различных типов грузов, обработке полей в сельском хозяйстве. В частности, Hi-Fly Cargo S700 уже умеет совершать полёты дальностью до 20 км, развивает скорость до 100 км/ч и перевозит грузы до 200 кг.
Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос создания специальной зоны для полётов и тестирования дронов в Самарской области, чтобы затем масштабироватьэтот опыт на другие регионы страны и создать новые рабочие места.
«Мы полтора года работаем над линейкой технологических платформ воздушной мобильности, – пояснил гендиректор компании Юрий Козаренко. – Более 70% структурных элементов беспилотников собственного производства, в том числе винты, двигатели, драйверы, корпусные детали, полётный контроллер и авионика, система связи, система управления энергией на борту и пр. Ведём работы по строительству завода литий-ионных АКБ».
Антон Тархов, главный конструктор проекта, говорит, что беспилотники - это универсальная платформа, на которую можно интегрировать любую полезную нагрузку.
«Подобного вида транспорт будет значим в отдалённых уголках нашей страны, там где есть проблемы с логистикой, та называемая «последняя миля» - доставка до конечного потребителя.
Мы рассчитываем, что он будет окупаться гораздо быстрее, чем классическая авиация, - отметил он, - Инфраструктура для дронов пока в начальной стадии, предстоит очень долгий путь, чтобы ее сделать. В Иннополисе (Татарстан) пока тоже в экспериментальном режиме эксплуатации».
К слову, у беспилотника-доставщика путь через Волгу займёт 5-10 минут, и не надо ездить несколько часов на другую сторону Волги по обводной дороге.
Инфраструктура неба
Однако, чтобы подобное стало возможным, нужна прозрачная правовая основа. Сегодня для крупных дронов не определены правила использования. Они возможны только в экспериментально-правовых режимах, которые вводятся в регионах.
«Подобный режим будет и в Самарской области. До 1 марта мы планируем подать все необходимые документы. С весны этого года дроны будут использоваться для мониторинга в сельском хозяйстве и аэрологистике-доставке продуктов и лекарств», - сообщил Юрий Козаренко в беседе с журналистами.
По его словам, пока в России нет проектов по аэрологистике, которые каждый день вне зависимости от погодных условий выполняли доставку по определенным районам.
«Средний беспилотник может применяться максимум 150 дней в году. Потому что снег, дождь, ветер. Мы разрабатываем всепогодные винты двигатели, аэродинамические схемы со складывающимися крылом, которая позволяет садиться при ветер до 18-20 метров в секунду», - говорит Козаренко.
Безопасность тоже продумали. Ведь если даже 12 килограммовый беспилотник упадёт с высоты 10 метров - мало не покажется никому. Поэтому все аппараты оснащены системами безопасной посадки.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей Яблоков, сотрудник «НИИ Аэронавигации» ФГУП «ГосНИИ ГА», руководитель рабочей группы «Применение дронов в Арктике»
-В Самаре перспективно развивать данное направление. Здесь как раз происходит локализация производства, создаётся спрос на те услуги, которые они оказывают, и потребность в системах автоматизации. Собирая всё это воедино, мы приближаем точку будущего. Что нужно делать, чтобы такие аппараты летали на территории Самарской области и России? Мы создадим структуру воздушного пространства, где можно и нельзя летать, и максимальную степень автоматизирования и взаимодействия внешних пилотов с теми, кто даёт разрешение на использование воздушного пространства. Сегодня в системе видно где находится аппарат, а где оператор. Если дрон вылетает из определённого для него коридора, то формируется система предупреждения. Дальше займёмся развитием сервисов и выстроим работу по всей территории Российской Федерации, взаимодействуем со всеми зональными центрами.