В Самаре состоялась премьера спектакля по произведению Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн» в постановке молодежного драматического театра «Мастерская». Пьеса полна контрастов, в ней переплелись жизнь и смерть, философия и абсурд, совершенное и некрасивое.
Благодаря режиссёрской трактовке и актерской игре сложное содержание преображается в легкую и жизнеутверждающую трактовку, наполненную интеллектуальным юмором.
Почти по Шекспиру
В трагедии «Гамлет» есть два второстепенных персонажа - Розенкранц и Гильденстерн - друзья датского принца, которые появились неведомо откуда и непонятно, куда идут. Вильям Шекспир в своей пьесе описывает их судьбу всего лишь одним предложением. Прибывающий из Англии посол скупо сообщает: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Драматурга Тома Стоппарда не устроила такая «несправедливость».
В 1966 году он написал свою легендарную пьесу с ироничным названием «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Здесь он, виртуозно смешивая комичное с трагичным, объяснил, что второстепенные герои также достойны стать центральными персонажами пьесы. Вскользь брошенная ремарка великого драматурга становится у Стоппарда неизбежностью. А Розенкранц и Гильденстерн - символами принятия этой неизбежности без возможности её постигнуть.
У начинающего самарского режиссёра Кристины Маяк это пока первая постановка.
«Я познакомилась с пьесой несколько лет назад. Сразу влюбилась в неё и как читатель, и как возможный зритель. Она неоднозначная. Мне близка идея того, что зрителю не нужно навязывать конкретное видение, а побуждать к размышлениям и давать простор для воображения», - делится режиссёр.
Изначально эта пьеса о героях, которым предстоит умереть. Это вечная и сложная тема, но, несмотря на непростую тему, пьеса получилась невероятно жизнеутверждающей.
«Я разделяю мнение, что художник несет ответственность за то настроение, с которым человек выходит после спектакля. Какой бы ни была тема, ему должно хотеться жить. Именно таким должно быть послевкусие, - подчеркнула Кристина Маяк. - Кроме того, у Стоппарда пьеса - трагикомедия с интеллектуальным юмором. Мне захотелось добавить к нему балаганную культуру и стихи. Мы придумывали специально номера. Для пьесы была специально написана музыка. Мне показалось интересным вставить цитаты Иосифа Бродского из поэмы «Шествие», на которую наша актриса и композитор Александра Костырева написала сатирические песни-зонги». Бродский возник неслучайно, он своими стихами дополняет общую картину и обращается к чувствам, нравственности, совести актеров и зрителя.
В спектакле много живой музыки, которую исполняют сами актёры на музыкальных инструментах. Александру Костыреву, сыгравшую роль первого актёра, по праву можно назвать соавтором постановки.
Она не только написала музыку и аранжировку, но и проводила занятия с актёрами. Зонги - это отдельная часть спектакля, без которого он бы точно не состоялся, они дополнили идею режиссёра и помогли её донести до зрителя.
Кровь, Любовь и Риторика
Самое захватывающее в пьесе - это текст Стоппарда с его философскими рассуждениями, сложными, скрывающими много загадок на тему человеческой жизни, судьбы, смерти, предопределенности. Создатели спектакля отмечают, что в процессе его подготовки появлялось много различных образов и трактовок. Розенкранц и Гильденстерн во время спектакля подбрасывают монеты, зажигают спички, шутят и играют словами и смыслами.
Все эти действия складываются в метафоры.«Зажжённая спичка - это наша жизнь, она длится, пока горим и светим. Фраза, отражающая суть шекспировского театра - «Кровь, Любовь и Риторика». Она же ключ к и стоппардовской пьесе. Мы попробовали их раскрыть. А насколько получилось, судить зрителю», - рассказывает режиссёр.
Посмотреть спектакль можно 8 октября в Доме актёра.