Сборники молитв на каждый день, православный календарь, перечень локаций со святыми местами и храмами в любом городе России - все это давно доступно по одному клику. Подобные приложения есть и для Андроида, и для iOS. Скачали их уже более 100 тысяч пользователей, и аудитория продолжает расти.
Не отстаёт от мира и Самарская область. К примеру, в регионе есть виртуальные туры по местным храмам и онлайн - навигатор по святым местам.
Какой будет религия будущего? Как самая консервативная сфера перестраивается под влиянием высоких технологий? Разбираемся вместе с нашими экспертами.
Духовность или контроль и удобство?
Исследователь Денис Банченко занимается тестированием нейросети ChatGPT, выпущенной в ноябре прошлого года американской компанией OpenAI. Он убеждён, что появление подобной технологии круто изменит все сферы нашей жизни, в том числе и религию. Если в Русской Православной Церкви технологии искусственного интеллекта (ИИ) пока повсеместно не применяются, то за рубежом - иная картина.
«Например, Ватиканская библиотека использует систему ИИ, чтобы автоматизировать анализ документов и текстов, а также для ведения каталогов. Одним из интересных примеров использования ИИ в религиозных культах в сообществе мормонов. Данная церковь имеет большую базу данных генеалогии. Технологию ИИ применяют для построения родословного древа и идентификации недостающих связей между членами сообщества. Например, в 2019 году церковь объявила о партнерстве с компанией по разработке программного обеспечения, чтобы улучшить точность базы данных церковной генеалогии. В 2018 году Китайский институт буддологии и информационных технологий объявил о создание ИИ-системы, которая может переводить свитки из старинных языков на современный китайский и английский языки. А Китайская коммунистическая партия планирует использовать ИИ для мониторинга и контроля монахов и монастырей в Тибете», - приводит примеры Денис Банченко.
Использование ИИ в такой тонкой сфере как религия таит немало подводных камней. «Один из рисков - это замена духовного опыта на возможности общения с ИИ. Также может потеряться суть религиозных обрядов и практик из-за их цифровой интеграции. Еще одним недостатком является то, что ИИ может быть подвержен различным ошибкам, которые приведут к неправильным интерпретациям», - говорит эксперт. ИИ и религия находятся в активном развитии. Как эти две области могут взаимодействовать и развиваться в будущем?
ИИ-батюшки - реальность?
Преподаватель программы повышения осведомленности по вопросам информационной безопасности (Security Awareness) Дмитрий Савельев из Самары отмечает, что некоторые нейросети уже успешно сдают университетские экзамены по праву и экономике, показывают высокие результаты прохождения тестирования по медицинскому лицензированию. Всё хорошо у нейросети с социальным интеллектом и стратегическим планированием. В США разработали систему ИИ, способную победить человека при игре в популярную настольную игру «Дипломатия», участники которой должны вести переговоры и управлять армиями и флотом.
Дмитрий предположил, что если попробовать представить участие искусственного интеллекта в религии, то это будет серьёзное вмешательство в веру.
«Вероятно, это будет совсем другая религия. Даже если это вновь сформированный приход из верующих с соответствующими взглядами, которые примут для себя тот факт, что конкретный ИИ - обученный, сдавший экзамены и получивший рукоположение/хиротонию, станет только для них проводить службу. На мой взгляд, интеграция ИИ в одну из существующих религий невозможна из-за консервативности верующих», - говорит эксперт.
И главное, зачем это нужно? «Если «живой» священник достаточно сильно ограничен временными и физическими рамками в своей доступности для тех же исповедей, то ИИ в этом вопросе может оказаться заметно сильнее, в том числе в контексте способности давать мудрые наставления чуть ли не лучше семейного психолога», - предполагает эксперт. Однако не стоит забывать, что есть и обратная сторона медали. Мошенники тоже времени терять не будут. Жертвы в лучшем случае лишаются денег за подобные «услуги», а в худшем потеряют приватность и свои персональные данные, которые в дальнейшем могут использоваться в других схемах с вымогательством и шантажом.
IT как горькая пилюля
Религиовед и гештальт-терапевт Андрей Федосов отмечает, что религиозные течения на самом деле очень консервативны и неохотно интегрируют в свою жизнь современные технологии. По его словам, трансляции богослужений были и до пандемии, но тогда они являлись частными инициативами отдельных храмов и рассматривались скорее как факультативное дополнение. И только форс-мажорные обстоятельства в виде пандемии и закрытия храмов главными санитарными врачами подвигло священноначалие РПЦ всерьез задуматься о потенциале онлайн - технологий.
Насколько глубоко продолжится эта экспансия в религиозные традиции? Андрей Федосов считает, что эти сферы далеки друг от друга.
«Духовная жизнь - это когда человек общается и взаимодействует со своим Творцом, а IT-технологии и ИИ - это когда человек взаимодействует со своим творением. Поэтому экспансия технологий в религиозную сферу имеет предел. Впрочем, я считаю, что рано или поздно исповедь по Скайпу принимать станут. А хорошо это или плохо судить не берусь. Проблема не в том, насколько глубоко мы зайдем в технологической экспансии, а в том, что уже имеющиеся возможности используются крайне поверхностно», - обозначил эксперт.
Если же говорить про IT-технологии, то, по мнению Федосова, кроме очевидных плюсов это поможет сделать церковь прозрачнее.
«Религиозная организация - весьма закрытая система, и что там происходит «за закрытыми дверьми», мало кому известно. Выход в интернет как бы открывает эту систему для обратной связи. Самой организации эта обратная связь болезненна и не нравится, но именно она способствует оздоровлению. В общем - горькая пилюля, говоря языком метафоры. Поэтому религиозные организации и усиленно делают вид, что идут в ногу со временем и используют всякие технологии, а на самом деле за алтарной перегородкой морщатся от этих технологий», - говорит религиовед.
КОММЕНТАРИЙ
Максим Кокарев
протоиерей, настоятель Самарского Кирилло-Мариинского семинарского храма, ректор Самарской духовной семинарии
-Верующие пользуются различными онлайн - приложениями в зависимости от возраста. Конечно, это в основном молодёжь. Старшее поколение предпочитает лично приходить в храмы. И это правильно, потому что живую молитву ничего не заменит.
К технологиям в Русской Православной церкви относятся как к инструменту. Смотря, как его применять. Молотком тоже можно и гвоздь забить, и пораниться. Многие священники пользуются приложениями, с составленными под определенный день недели и праздник молитвами, в соответствии с богослужебным уставом. Порой это очень удобно, так как не у всех под рукой есть полный комплект книг для богослужения.
Огромное количество храмов и монастырей освоили онлайн-трансляции в ВКонтакте, обзавелись индивидуальными приложениями. Подать требы тоже можно онлайн. Это своего рода альтернатива бумажными записочкам. Когда потребность в молитве есть, а самостоятельно человек прийти в храм не имеет возможности. Однако хочется подчеркнуть, всегда предпочтительнее посещение храма и живое слово.