Наступивший год по прогнозам экономистов может стать настоящим испытанием для автомобильной отрасли. Эксперты утверждают, что если получится наладить масштабную вакцинацию и победить пандемию, на фоне экономического спада не стоит ждать спроса на новые автомобили.
Как этот тренд может отразиться на регионе в целом и на Тольятти в частности? Почему самарцы не готовы попрощаться с личным авто и пересесть на такси и общественный транспорт?
Без руля - никуда!
По данным Автостата, в Самарской области зарегистрированы 1 млн 50 тысяч легковых автомобилей. Это означает, что на каждую тысячу жителей в области приходится 330 машин. Самара входит в число городов-лидеров по обеспеченности автомобилями на душу населения, уступая пальму первенства лишь Краснодару. Зато автомобильная столица России - Тольятти - по этому показателю находится лишь на пятом месте. Региональный представитель ассоциации дальнобойщиков Татьяна Васильева отмечает, что покупка автомобиля в нашем регионе - это не роскошь, а жизненная необходимость.«Логистическая система общественного транспорта, медицинской помощи и других соцуслуг у нас хаотичная. Если ты активный человек, у тебя есть семья, дети и хозяйство, без колес просто не выжить. Многие вынуждены совмещать несколько работ, возить детей в школы и кружки. Работающим людям личный автотранспорт жизненно необходим. К примеру, тому же сантехнику, оказывающему услуги на дому, или курьеру удобнее иметь руль под рукой», - отмечает эксперт.
С начала этого года произошло плановое повышение акцизов на топливо. Они выросли на 4%. По последним данным Самарастата, средняя стоимость литра АИ-92 в Самарской области - 42,56 рубля, АИ-95 - 46,97 рубля, дизельного топлива - 48,07 рубля. Татьяна Васильева уверена, что, несмотря на предсказуемый рост стоимости бензина и обещанное появление платных парковок в областной столице в конце этого года, люди не откажутся от личного транспорта: «Да, ужмут другие статьи бюджета, а автомобиль постараются сохранить. Человек не будет покупать лишние брюки, а потратит эту сумму на бензин. Кстати, рост расходов на топливо автомобилисты почувствуют с началом весны, когда традиционно увеличивается количество поездок».
Из рук в руки
По данным Автостата, в прошлом году рынок новых автомобилей просел на 3%. В текущем году тенденция может сохраниться. Зато в нашем регионе наблюдается рост продаж в сегменте подержанных автомобилей - за год почти на 4%. Аналитики отмечают, что средний срок владения автомобилем продолжает расти. В настоящее время он составляет - 5,5 года. Однако в ближайшие два-три года эта цифра увеличится. По данным экономистов, на то есть две причины. Во-первых, это снижение реальных доходов населения. Из-за этого потенциальные покупатели могут отказаться от планируемой замены автомобиля на новый, особенно если в семье уже есть автомобиль в хорошем состоянии, который не требует дополнительных трат на обслуживание и ремонт. Во-вторых, из-за низких продаж новых автомобилей в 2015 году, когда рынок просел из-за обвала рубля. Принимая во внимание средний срок владения машиной, в 2021 и 2022 годах на вторичный рынок попадёт меньше ликвидных автомобилей. Покупатели авто с пробегом в прошлом году уже столкнулись с дефицитом и ростом цен в этом сегменте. Руководитель портала «Автоброкер клуб» Леонид Епищенко отмечает, что в условиях пандемии спрос на подержанные автомобили наблюдался даже в условиях жестких ограничений. «Автомобиль - это своего рода домик на колесах, некая защитная капсула для всей семьи, поэтому после резкого падения в начале ограничений продажи пошли вверх. Речь идет о конце лета и осени прошлого года. На вторичном рынке в октябре-ноябре скупали все машины, на цены не смотрели. Была похожая ситуация как с ажиотажем вокруг гречки и туалетной бумаги. Появился дефицит на некоторые марки. Это стимулировало цены, которые поднялись на 10-20% в зависимости от марки авто. По-прежнему очень востребованы бюджетные иномарки. Если раньше Hyundai SOLARIS можно было купить за 700 тысяч, то сегодня стоимость этой модели - порядка 900 тыс. рублей. Из отечественного автопрома хорошо покупают «Ладу Весту», «Ладу Гранту», «Шевроле Ниву» и «Ниву 4*4», - рассказывает Епищенко. По словам эксперта, в настоящее время на авторынке - затишье, связанное с новогодними праздниками. Но это не навсегда. «Во время пандемии отпадает желание лишний раз пользоваться такси и общественным транспортом. Поэтому, я думаю, люди и дальше будут стремиться приобретать автомобили», - подытожил эксперт.