Примерное время чтения: 4 минуты
210

С пробегом, но в цене. Что ждёт региональный авторынок в 2021 году?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ-Самара 13/01/2021

Наступивший год по прогнозам экономистов может стать настоящим испытанием для автомобильной отрасли. Эксперты утверждают, что если получится наладить масштабную вакцинацию и победить пандемию, на фоне экономического спада не стоит ждать спроса на новые автомобили.

Как этот тренд может отразиться на регионе в целом и на Тольятти в частности? Почему самарцы не готовы попрощаться с личным авто и пересесть на такси и общественный транспорт?

Без руля - никуда!

По данным Автостата, в Самарской области зарегистрированы 1 млн 50 тысяч легковых автомобилей. Это означает, что на каждую тысячу жителей в области приходится 330 машин. Самара входит в число городов-лидеров по обеспеченности автомобилями на душу населения, уступая пальму первенства лишь Краснодару. Зато автомобильная столица России - Тольятти - по этому показателю находится лишь на пятом месте. Региональный представитель ассоциации дальнобойщиков Татьяна Васильева отмечает, что покупка автомобиля в нашем регионе - это не роскошь, а жизненная необходимость.«Логистическая система общественного транспорта, медицинской помощи и других соцуслуг у нас хаотичная. Если ты активный человек, у тебя есть семья, дети и хозяйство, без колес просто не выжить. Многие вынуждены совмещать несколько работ, возить детей в школы и кружки. Работающим людям личный автотранспорт жизненно необходим. К примеру, тому же сантехнику, оказывающему услуги на дому, или курьеру удобнее иметь руль под рукой», - отмечает эксперт.

С начала этого года произошло плановое повышение акцизов на топливо. Они выросли на 4%. По последним данным Самарастата, средняя стоимость литра АИ-92 в Самарской области - 42,56 рубля, АИ-95 - 46,97 рубля, дизельного топлива - 48,07 рубля. Татьяна Васильева уверена, что, несмотря на предсказуемый рост стоимости бензина и обещанное появление платных парковок в областной столице в конце этого года, люди не откажутся от личного транспорта: «Да, ужмут другие статьи бюджета, а автомобиль постараются сохранить. Человек не будет покупать лишние брюки, а потратит эту сумму на бензин. Кстати, рост расходов на топливо автомобилисты почувствуют с началом весны, когда традиционно увеличивается количество поездок».

Дмитрий Яковенко, экономист:
- Спрос на автомобили в прошлом году - это остаточные явления, скорее всего связанные с ожиданием повышения на таможенные пошлины. Во время кризиса чаще всего страдают те сегменты рынка, которые не относятся к товарам и услугам первой необходимости. Отечественный автопром относится как раз к этим сферам. Во все предыдущие кризисы на протяжении 90-х, 2000-х годов они начинались с проблемам в автомобильной отрасли. Прошлый год был очень тяжелым не только из-за пандемии, а также из-за спада производства и реальных доходов населения. Значительная часть потенциальных покупателей, которые планировали смену или приобретение новых автомобилей, будут от этого отказываться. Объемы продаж будут падать. Переориентировать потребителей в сторону отечественного рынка, как это, к примеру, получилось с туризмом, не выйдет. Те, кто привык ездить на иномарках, вряд ли захотят поменять, к примеру, «Мерседес» на «Ладу Калину»

Из рук в руки

По данным Автостата, в прошлом году рынок новых автомобилей просел на 3%. В текущем году тенденция может сохраниться. Зато в нашем регионе наблюдается рост продаж в сегменте подержанных автомобилей - за год почти на 4%. Аналитики отмечают, что средний срок владения автомобилем продолжает расти. В настоящее время он составляет - 5,5 года. Однако в ближайшие два-три года эта цифра увеличится. По данным экономистов, на то есть две причины. Во-первых, это снижение реальных доходов населения. Из-за этого потенциальные покупатели могут отказаться от планируемой замены автомобиля на новый, особенно если в семье уже есть автомобиль в хорошем состоянии, который не требует дополнительных трат на обслуживание и ремонт. Во-вторых, из-за низких продаж новых автомобилей в 2015 году, когда рынок просел из-за обвала рубля. Принимая во внимание средний срок владения машиной, в 2021 и 2022 годах на вторичный рынок попадёт меньше ликвидных автомобилей. Покупатели авто с пробегом в прошлом году уже столкнулись с дефицитом и ростом цен в этом сегменте. Руководитель портала «Автоброкер клуб» Леонид Епищенко отмечает, что в условиях пандемии спрос на подержанные автомобили наблюдался даже в условиях жестких ограничений. «Автомобиль - это своего рода домик на колесах, некая защитная капсула для всей семьи, поэтому после резкого падения в начале ограничений продажи пошли вверх. Речь идет о конце лета и осени прошлого года. На вторичном рынке в октябре-ноябре скупали все машины, на цены не смотрели. Была похожая ситуация как с ажиотажем вокруг гречки и туалетной бумаги. Появился дефицит на некоторые марки. Это стимулировало цены, которые поднялись на 10-20% в зависимости от марки авто. По-прежнему очень востребованы бюджетные иномарки. Если раньше Hyundai SOLARIS можно было купить за 700 тысяч, то сегодня стоимость этой модели - порядка 900 тыс. рублей. Из отечественного автопрома хорошо покупают «Ладу Весту», «Ладу Гранту», «Шевроле Ниву» и «Ниву 4*4», - рассказывает Епищенко. По словам эксперта, в настоящее время на авторынке - затишье, связанное с новогодними праздниками. Но это не навсегда. «Во время пандемии отпадает желание лишний раз пользоваться такси и общественным транспортом. Поэтому, я думаю, люди и дальше будут стремиться приобретать автомобили», - подытожил эксперт.

В прошлом году автомобильный рынок
В прошлом году автомобильный рынок "просел" на 3% процента. В 2021 году тенденция может сохраниться. Фото: Аналитическое агентство Автостат

Владимир Жуков, советник президента ТПП Тольятти
- Несмотря на прогнозы экономистов, волжский автомобильный завод удержится на плаву. Во-первых, французы и японцы, которые туда вложили деньги, не позволят предприятию сдать назад и будут придумывать новые направления для его сохранения. Во-вторых, у нашего автогиганта годами сложился свой сегмент покупателей. Как правило, это те, кто не может позволить себе иномарку, а также жители сельской местности. Чем выгоден вазовский продукт? Это относительно дешевые, не требовательные к уходу, удобные для бездорожья автомобили. В основном их берут для хозяйственных нужд, в дополнение к основной машине для поездок. Таких потребителей в России пока еще достаточно. Что касается экономической ситуации в Автограде, она по-прежнему в депрессивном состоянии. Этот тренд набирает силу в течение последних 7-8 лет. Политика мэрии и областных властей была направлена на поддержку тех предприятий, которые приносят валюту и у которых большие обороты. Поэтому выжили только самые крупные заводы, а не малый бизнес. Где-то в округе есть точки роста, но в целом на город это не влияет. Автоград- особый город, так исторически сложилось, что сюда приезжали люди с непростым прошлым. Это наследие влияет на социальный климат города. Окончательно тольяттинцев испортили 90-е годы, тогда Тольятти «жировал». Порядка 80 дилерских компаний находилось только в Автограде, а это большие деньги. Те времена сошли на нет, а печальное наследие от шальных доходов осталось. Сейчас молодежь из Тольятти уезжает в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань. Город стареет. Если 30 лет назад средний возраст жителей был 37-40 лет, то сейчас перевалил за 50.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах