Примерно треть самарских одиннадцатиклассников заявляет о желании уехать в другой регион для получения высшего образования. Такие данные редакции «АиФ - Самара» предоставили в центре «Социальная механика». Основные причины для отъезда - профессиональные устремления, возможности трудоустройства и карьеры, желание жить в более «продвинутом» регионе. Эта тенденция продолжает набирать обороты.
Мода на дипломы
Самарчанка Анна Хурина с золотой медалью окончила школу №58. И с такими результатами с легкостью можно поступить в любой университет в Самаре. Однако девушка решила покинуть родной город и изучать клиническую психологию в северной столице в Первом медицинском университете.
«В моем классе все ребята поступили в столичные вузы, кто-то уехал учиться за границу. Это в какой-то момент стало мейнстримом. Отчасти поэтому я решила не оставаться в Самаре. Но есть и другие причины. В Петербурге качество образования выше, больше возможностей. Да, кто-то скажет, что дома комфортнее, но для меня важно было начать жить самостоятельно», - поделилась студентка.
Кандидат социологических наук Наталья Полярная отмечает, что реально покидают регион около 18% выпускников школ. «Это, с одной стороны, самые психологически готовые молодые люди - пассионарные, мобильные, творческие. Другая отличительная особенность уезжающих из родного города - целеустремленность, ориентированность на специальность и высокие оценки», - говорит эксперт. Едут самарские выпускники, в первую очередь, в Москву, чтобы учиться в МГУ, МГТУ им Н.Э.Баумана, МФТИ, НИУ ВШЭ, РЭУ им Г.В. Плеханова, а также в Санкт-Петербург, чтобы поступить в СПбГУ, СПбПУ Петра Великого, Университет ИТМО, СПбГЭТУ ЛЭТИ.
По данным центра «Социальная механика», в последние три года в регионах привлекательными вузами стали Уральский и Дальневосточный федеральные университеты. Самарская молодежь охотно переезжает в Екатеринбург. Также небольшая доля выпускников едет учиться в соседнюю Казань, в Казанский федеральный университет.
Основатель компании CITYLIFE Михаил Ковшов поясняет, что молодые люди переезжают учиться в федеральные центры, чтобы иметь возможность самореализации.
«В ряде региональных вузов не обучают по востребованным в настоящее время специальностям. Нет отдельных специализированных учебных заведений, например, по IT-направлениям. Кроме того, после окончания столичного вуза больше шансов на успешное трудоустройство в крупную компанию. В регионах же не так много предприятий для трудоустройства. Государственная политика в стране направлена на монополизацию бизнесов практически во всех сферах. Вся инициатива сосредоточена в руках госкорпораций. Современным молодым людям важна конкуренция, и конкуренция на уровне идей. Молодежь удручает её отсутствие в индустриальных и иных секторах», - говорит эксперт.
Справедливости ради стоит отметить, что в наш регион продолжают приезжать поступать выпускники из соседних территорий. Много студентов из Башкортостана, Татарстана. Высокий поток поступающих из Казахстана. По специальным программам вузов едут студенты из дальнего зарубежья.
Вуз или колледж?
По данным социологов, около половины выпускников этого года планируют продолжить обучение в вузах, а порядка 20% - в средних специальных учебных заведениях. В Самаре похожая ситуация.
Сегодня все больше российских учащихся покидают школу после девятого класса. По данным «Социальной механики», в Самарской области за последние два-три года насчитывается половина таких выпускников.
По мнению социологов, тенденция уходить после школы в среднее профессиональное образование (СПО) - это следствие активного продвижения современных рабочих специальностей.
«Отражением этого процесса становится изменение облика колледжей и лицеев, оснащение их новым современным оборудованием, а также изменение позиции работодателей по отношению к колледжам, готовящим их будущих работников. Ещё одна важная причина выросшего интереса к СПО - возможность поступить из колледжа в профильный вуз», - поясняет Наталья Полярная.
Физиков больше, чем лириков
В последние несколько лет среди абитуриентов растет популярность инженерных специальностей. Традиционно высоким остается спрос на экономику, управление финансами, государственное управление, юриспруденцию.
К сожалению, гуманитарные дисциплины менее востребованы. На последних местах по приоритетности для выпускников оказались специальности химии, экологии, социальной работы. Особняком стоят специфические творческие специальности.
«Если говорить о наших местных вузах, многие выпускники остаются в Самаре именно благодаря своему профессиональному техническому выбору и возможности работать по специальности. К сожалению, этого нельзя сказать про гуманитариев. Слияние и фактическое уничтожение гуманитарной субкультуры бывшего СамГУ нанесли сильный удар по данному образованию в регионе. Существуют серьезные проблемы с возможностью работы в этой сфере по специальности. Сохраняется и давняя тенденция, когда на гуманитарные специальности идут, будучи не уверены в профессиональном выборе и полагая, что здесь учиться легче. В результате, если, к примеру, по окончании медуниверситета, по нашим данным, профессию сразу покидают 20 - 25% самарских выпускников, то в гуманитарных вузах эта цифра вдвое больше»,- поясняет социолог Наталья Полярная.
Руководитель Департамента «Управление бизнесом» Финансового университета при Правительстве РФ Константин Поздняков отмечает, что тенденция к оттоку опасна, но из «двух зол» выбирают меньшее; лучше миграция в мегаполисы, чем окончательный отъезд за пределы страны. «При правильно поставленной региональной кадровой политике возможен возврат квалифицированных кадров, получивших образование и опыт работы в высококонкурентной среде крупных городов-мегаполисов. К сожалению, в создавшейся макроэкономической ситуации и зачастую из-за желания региональных властей заниматься проблематикой утечки молодых талантов только на бумаге, ожидать ее снижения в ближайшее время не приходится», - констатирует эксперт.
В качестве выхода из ситуации предлагается привлекать на территорию региона производства, средние и крупные предприятия, чтобы создавать новые, конкурентоспособные рабочие места.