Примерное время чтения: 3 минуты
459

Превратить идеи в новую нефть. Смогут ли художники поднять экономику?

Марина Куцина / АиФ-Самара

2021 год объявлен ООН годом креативной экономики. По оценке агентства стратегических инициатив (АСИ), в Самарской области вклад креативной индустрии в валовой региональный продукт составляет 4,3%, в этом секторе заняты более 32 тысяч человек.

Самыми перспективными стали архитектура, научные исследования и разработки, а также реклама и образование. Есть ли у нашего региона потенциал для развития новой индустрии интеллектуальных продуктов с высокой добавленной стоимостью?

Предложить атмосферу

Многодетная семья художников-гончаров Зайцевых шесть лет назад переехала в Самарскую область из Подмосковья. Обосновались в селе Сытовка Шигонского района. Здесь живописная природа, мастерская во дворе, аккуратный домик со штакетником, украшенным кувшинами, в паре шагов месторождение уникальной голубой глины.

В мастерской душевной керамики супруги превращают глину в удивительную посуду и предметы быта, украшения, сувениры, свистульки и окалины, проводят мастер-классы. Как говорит Анна Зайцева, жизнь свободных художников не простая. Чтобы с нуля заняться керамикой, нужно порядка полумиллиона рублей: материалы, специальная печь, краски, глазурь - все это постоянно дорожает.

«Свой основной доход мы получаем с продажи изделий на фестивалях и ярмарках по всей стране. Это сезонный заработок. Очень хорошим подспорьем было бы включение усадьбы в маршрут для туристов, а также организация в Сытовке встреч по обмену опытом для таких же мастеров», - рассказывает Анна.

С похожей проблемой сталкиваются творческие люди по всей стране. Жительница Новосибирска Елена Сухина,которая представляет бренд «Мода равных», рассказала, что для небольших дизайнерских студий одежды фактически закрыт доступ к потребителю. «В нашем городе остро не хватает пространства, где дизайнеры, производители аксессуаров, музыканты, рукодельницы могли бы показать себя и свой товар, не выплачивая за аренду баснословные деньги», - говорит Сухина.

Анастасия Дегтеревская, юрист, предприниматель, специалист по госзакупкам
- Одним из каналов привлечения клиентов для креативных предпринимателей могут стать государственные заказы. Не секрет, что государство сейчас - один из самых богатых и стабильных покупателей. Уже сейчас на сайте Госзакупок можно найти тендеры для IT-компаний, фирм, специализирующихся на организации и проведении массовых мероприятий, закупку рекламной и брендированной продукции, включая необычные сувениры, ювелирные изделия. Уже сейчас театры и иные учреждения культуры заключают контракты на создание литературных произведений, декораций и театральных костюмов. Еще один большой пласт тендеров - это закупки госкомпаний и коммерческих организаций, где основной акционер - государство. Однако нужно понимать, что, работая с государством, они окунутся в бюрократический омут. Но без этого невозможно выйти на этот рынок, который может принести творческим людям весьма неплохой доход и способствовать развитию их творчества.

Самара в миниатюре

В старинном селе Екатериновка Безенчукского района создадут креативное пространства, где ремесленники, дизайнеры и фермеры смогут представить свои товары туристам со всей страны.

Краевед и мастер по вышивке бисером и бисероплетению Ольга Комкова рада, что на родное село обратили внимание. В Екатериновке есть, на что полюбоваться туристам. В живописном поселении, расположенном на левом берегу Волги, сохранилось более 40 зданий XIX века из камня и дерева. Среди них здание волостной управы с резными наличниками, где раньше располагалась усадьба старообрядца и миллионера купца Матюшкина, ветлечебница, дом священника, храм во имя святой Троицы. Основали село братья Орловы на земле, подаренной Екатериной II. Под селом находится несколько подземных ходов, которые ведут от церкви к мельнице Матюшкина и каменным пристаням.

Как сообщила директор НИИ регионального развития СГЭУ Наталья Полянскова, старинным купеческим селом заинтересовались в Ассоциации самых красивых деревень России. 22 июня экспедиция представителей ассоциации посетит Екатериновку, чтобы село стало частью проекта.

И дело не только в удивительной природе и архитектуре. Здесь есть артель ремесленников и фермеров, которые производят крафтовые продукты.

Садовод Анна Семенец мечтает развивать в селе винный туризм. Порядка 15 лет она создает авторское вино из русского зимостойкого винограда. Село славится местными караваями, козьим сыром, купеческим квасом. Хозяйки готовят блюда из козьего мяса, например хинкали.

Марина Абрамова, директор ФГБУ «Роскультцентр»
- Сейчас креативная экономика развивается в крупных городах, где сосредоточено большое количество людей. В качестве успешного примера можно привести Москву и Санкт-Петербург. По данным Высшей школы экономики, в креативном секторе столицы занято порядка 113 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Доля этого сектора в валовом региональном продукте столицы достигает 6,3%. В то время как в валовом внутреннем продукте России доля креативной индустрии составляет всего 2,23%. Сейчас предпринимаются меры по децентрализации, поэтому с прошлого года приоритетным направлением работы стала системная поддержка креативных индустрий на федеральном, региональном и локальном уровне. На данный момент самый большой потенциал у двух секторов - это IT и киноиндустрия. Но со временем все отрасли экономики станут креативными. Уже сейчас эффективность каждого предприятия зависит от того, насколько развиты компетенции работников в смежных креативных отраслях, например, в диджитале, в современных медиа или маркетинге.

«Заброшки», купечество и киноиндустрия

Экономист Наталья Полянскова отметила, что Екатериновка, как и Самара с Тольятти, стали частью программы по преобразованию территорий в креативные кластеры.

«Бывшие промышленные территории будут преобразовываться в кластеры при поддержке государства и бизнеса, - отмечает эксперт. - В марте этого года был объявлен конкурсный отбор 10 регионов для пилотной федеральной программы по преобразованию территорий в креативные пространства. Наша область заняла первое место среди 81 региона. Мы стали абсолютными лидерами по количеству так называемых заброшек. Мы сделали ставки на развитие IT, предметного дизайна, виноделия и гастроиндустрии, образования, ремесел, туризма и киноиндустрии».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах