Трубопроводный транспорт считается самым надёжным и безопасным. Но для того, чтобы поддерживать этот статус, нефтепроводчики должны не только обеспечивать бесперебойную работу оборудования, но и быть готовыми к любым чрезвычайным ситуациям.
Быть готовым всегда и ко всему
Для проверки навыков сотрудников АО «Транснефть - Приволга» регулярно проводит учебно-тренировочные занятия. Одно из них прошло в конце февраля на магистральном нефтепроводе «Гурьев-Куйбышев». Там на подводном переходе через реку Большой Иргиз случился разлив нефти – к счастью, условный. Прибывшим сотрудникам нужно было локализовать и ликвидировать разлив с поверхности водоёма, и это при наличии ледяного покрова.
Целью таких учебных занятий является отработка теоретических и практических навыков личного состава при возникновении нештатных ситуаций, проверка техники и транспорта предприятия. Важно, что испытания проводятся круглогодично - и зимой, и летом, - чтобы в случае настоящего выхода нефти в кратчайшие сроки справиться с происшествием.
Особое внимание всегда уделяется учебно-тренировочным занятиям на воде, так как убрать нефтяное пятно с поверхности водоёма труднее, чем с земли. Всего на территории Самарской области расположено пять водных застав. Самая большая из них – через Волгу. Для работ на этом участке используется специальная 15-метровая герметичная камера – кессон. А также привлекаются водолазы «Транснефть-Подводсервис» для выполнения подводных работ.
Всё идёт по плану
Согласно легенде, автоматическое оборудование зафиксировало аварийное снижение давления ниже допустимых границ в трубопроводе. После получения сигнала на место условного происшествия выехала патрульная группа, чтобы определить место разлива и уточнить масштаб происшествия.
После подтверждения выхода нефти на водную поверхность, участок обозначают предупредительными знаками и огораживают лентой, а также закрывают для проезда транспортных средств, кроме автомобилей аварийной службы.
Бригаде даётся ровно 2 часа на то, чтобы погрузить и проверить комплектность необходимого оборудования и добраться до места розлива нефти.
Помимо рабочих аварийной службы на место происшествия всегда выезжают пожарные и экологи. Первые присутствуют на случай возгорания нефтепродуктов. Последние же берут пробы почвы или воды на наличие загрязняющих веществ. Для забора воды, например, применяется специальный аппарат, к которому прикрепляют небольшую бутылочку. Её опускают на глубину 0,2 – 0,5 метра и производят забор.
Чтобы локализовать разлив, рабочие устанавливают боновые заграждения – конструкцию, которая не даёт нефти распространиться по поверхности водоёма. В зимний период времени для этого вручную под углом 60° бензопилами выпиливают «прорубь», а иногда и две – на расстоянии 30 метров друг от друга. Если река широкая, для этого применяют специальную ледорезную машину. К слову, данное оборудование производит дочернее предприятие компании. Затем на воду спускают нефтесборщики, которые откачивают нефть в специально подготовленную ёмкость на берегу.
Поблажек на то, что эта ситуация учебная, нет. За слаженностью действий и соблюдением техники безопасности внимательно следит наблюдательная группа. Задача рабочих – уложиться в установленный специальным планом срок, который заранее разрабатывается под каждую конкретную ситуацию. Ведь в случае реальной опасности каждая минута будет на счету.
Безопасность превыше всего!
Жизнь и здоровье сотрудников - неизменный приоритет в деятельности компании - на опасном производстве по-другому быть не может. Поэтому всех рабочих обеспечивают спецодеждой и спецобувью, а также спасательными жилетами, касками, противогазами, газоанализаторами и газосигнализаторами. Причём это касается и экстренных ситуаций, и учебно-тренировочных занятий, и ремонтных работ.
Перед началом работ на объекте руководитель бригады проводит краткий инструктаж по технике безопасности. Несмотря на то, что рабочие не первый год работают в компании и, казалось бы, знают всё наизусть – это обязательный этап, который нельзя пропускать.
Отечественное производство
В 2023 году ПАО «Транснефть» отмечает 30-летний юбилей успешной работы. Каждый из этапов был разным, но очень важным для становления компании как неотъемлемого звена российского топливно-энергетического комплекса.
Это не только крупнейшая компания по транспортировке нефти, но и современное инновационное предприятие. На протяжении нескольких лет компания успешно реализует программы по импортозамещению и внедрению современных российских технологий. Это позволяет динамично развиваться за счет собственных ресурсов, разработанных и внедренных инноваций. Вместо того чтобы закупать оборудование у зарубежных поставщиков, предприятие само занимается созданием и разработкой необходимой техники. Например, на базе «Урала» была разработана специальная модель так называемого автобуса для доставки рабочих на место учений, чрезвычайных происшествий и ремонтных работ.
Помимо этого, в компании разработали два вида боновых ограждений – летние и зимние, и специальную ледорезную машину для работ на водоёмах с ледяным покрытием при минусовых температурах.