В мае заместитель министра науки и высшего образования России Григорий Гуров приехал в Самару, где ему провели экскурсию по студенческому кампусу Самарского Государственного экономического университета.
Точка притяжения
Кампус – это сердце любого вуза, и важно, чтобы это было не просто помещение для учёбы, но и место, где просто приятно проводить время и работать. Для этого в стенах вуза существуют и развиваются локации для совместной работы и общения студентов. Ведь именно то, как устроено пространство учебного заведения во многом показывает деятельность, которая в нём кипит.
18 мая Григорий Гуров прошёл по зданию вуза в компании министра образования Самарской области Виктора Акопьяна и врио ректора СГЭУ Елены Кандрашиной. Вместе они обсудили то, чем вуз уже может гордиться и то, какую работу ещё предстоит проделать.
По ходу экскурсии представители университета рассказали о реализуемых проектах. Например, Григорий Гуров узнал о проводимых университетом социологических исследованиях, в работу над которыми вовлекаются студенты. Одно из таких исследований направлено на мониторинг оценки населением качества социальных услуг. Здесь совместно с министерствами Самарской области и Агентством стратегических инициатив формируются жизненные ситуации, на основе которых создаются проекты.
Например, сейчас вместе с Министерством образования Самарской области прорабатывается сценарий получения родителями документов и справок из учебных заведений, который можно сделать проще, благодаря цифровым технологиям.
Кстати, с документацией студентам всегда готовы помочь в Едином студенческом департаменте, который стал одной из следующей остановок. Здесь занимаются всем, что связано с приказами, например, на зачисление или на перевод с одной программы на другую.
В том числе, документы на стипендиальную комиссию готовятся тоже здесь. Елена Кандрашина рассказала, что в вузе уже действует балльно-рейтинговая система оценки знаний. Сейчас в СГЭУ работают над внедрением такой же системы для внеучебной активности. Григорий Гуров согласился, что такая система будет полезна: «Наверное, это основная сложность при присвоении повышенной стипендии – учесть достижения и вне университета, потому что обычно учитывается только то, что происходит в вузе. Надо это совместить, но пока мы не решили этот вопрос. Значит, будем думать в эту сторону».
Удобная траектория
В конце встречи Григорий Александрович рассказал о некоторых актуальных темах, с которыми сталкивается сегодня студент. По словам замглавы Минобрнауки России, сейчас в траектории карьеры молодых людей есть несколько серьёзных пробелов. Выпускаясь из школы и попадая в новую среду, человеку нужно приспосабливаться к другим условиям. «Одарённый школьник к третьему курсу становится студентом со средней успеваемостью. Почему это происходит? Это вопрос оценочных средств – нужно понять, что мы должны сделать в образовательной и воспитательной деятельности, чтобы убрать эти разрывы», - подчеркнул Гуров.
Выпускаясь уже из вуза, бывший студент вновь сталкивается с трудностями адаптации. Над этой проблемой сейчас тоже ведётся работа.
«Мы разрабатываем сквозные инструменты бесшовного перехода между школой, университетом и трудоустройством, чтобы не было таких проблем, - рассказывает чиновник, - Наша задача – дать любому человеку роль, в рамках которой он мог бы реализоваться, а не подгонять его под шаблоны».
Для того, чтобы сделать переходы из одной среды в другую безболезненными, в вузах назначаются проректоры по молодёжной политике и воспитательной деятельности. Следующим этапом будет работа с педагогами, ведь по словам чиновника, в воспитательной деятельности участвует каждый преподаватель вне зависимости от его предмета. Эффективность такой программы можно будет оценить в следующем году.
В СГЭУ, например, действует система кураторов – студентов сопровождают с первого дня учёбы. В последствии они и сами становятся кураторами для уже новых первокурсников. Переход из учебной среды в профессиональную тоже сделан плавным, ведь в образовательной программе участвуют крупные компании и органы власти.
Идея создавать тематические локации для студентов появилась после появления в вузе пространства «Сбера», который, наряду с ВТБ и ГУ МВД России по Самарской области создали в СГЭУ свои профессиональные школы. Компании и госструктуры приходят в образовательное учреждение со своими программами, которые представляют студентам. По их итогам проходит тестирование и лучшие из учащихся уже на четвёртом курсе могут получить работу.
Всё это действует на то, чтобы молодым людям было проще адаптироваться к студенческой жизни после школьных лет, а затем – успешно влиться в профессиональную деятельность.
Работы при этом предстоит ещё много: «Мы хотим создать по всем вузам страны сквозное погружение в студенческую жизнь, и сейчас прорабатываем концепцию, ведь два года пандемии сильно сказались на взаимодействии студента и вуза», - поделился Гуров.