Примерное время чтения: 6 минут
282

От Галатеи к автоматонам. Какими были предшественники роботов-андроидов?

Марина Куцина / Сервис Kandinsky

Исследовательница из Самары рассказала, какие прообразы были у современных роботов. Лекция состоялась в Самарской областной библиотеке. Кандидат филологических наук, доцент филиала Московского педагогического университета Анна Синицкая приоткрыла завесу «волшебной» механики прошлых веков, которая до сих пор изумляет и вызывает восхищение.

Куклы, автоматы и манекены нашли свое отражение в мифах, сказках и произведениях искусства, которые от века в век усложнялись и наполнялись смыслами. Как в разные эпохи менялся образ оживающей фигуры? Какими были прообразы современных андроидов?

Как отмечает Анна Синицкая, первый робот был создан богом Гефестом. «Это бронзовый великан Талос, который охранял остров Крит. Он приходил в движение, как только к острову кто-то приближался. Потом с помощью хитрости его удалось победить аргонавтам, - говорит лектор. - Другая история про Пигмалиона и Галатею - прекрасную девушки, воплощенную в мраморе. Художник в нее влюбляется, и статуя обретает живую человеческую плоть. Эта легенда сопровождает мировую культуру на протяжении тысячелетий».

Проходит время, и рядом с образом оживающей статуи появляется образ куклы. Зачастую слово «кукла» у читателей вызывает ассоциации с детским, миниатюрным игрушечным миром. Однако изначально куклы предназначались не для игры, а использовались при различных магических обрядах и заклинаниях как заместители человека.

В XVIII столетии особое значение приобретает тема детства, которая начинает осознаваться в своей культурно-жанровой форме. Но манекены, которые создаются, пока адресованы взрослым людям и обслуживают мир искусства и моды,  открывая волшебный мир механики. Именно тогда появляются так называемые автоматоны - механизмы, выполняющие определенные действия. Среди их создателей Жак де Вокансон (1709-1782) - французский механик и изобретатель.

В тридцатых годах XVIII века перед изумленной публикой предстали несколько автоматонов Вокансона - «Пастух», играющий на свирели и тамбурине, и «Флейтист».

Это были сложные механизмы. Пастух воспроизводил в общей сложности двенадцать песен. Флейтист держал в руках настоящий музыкальный инструмент и извлекал из него звуки с помощью потоков воздуха, которые направлял изо «рта».

Фото: Википедия

Еще один создатель механических кукол часовщик Пьер Жаке-Дроз. «Сегодня это знаменитая на весь мир компания, которая изготавливает швейцарские часы. Жаке-Дроз создал уникальные часовые аппараты, напоминающие маленький театр. Когда -то Екатерине Второй были подарены похожие часы, во время боя которых разворачивался целый спектакль из движущихся фигурок.

«Эти творения совмещали энергию человеческого ума и нечто магическое, потому что не все современники могли понять, каким образом «оживают» эти механизмы», - рассказывает Анна Синицкая. Одно из его творений - автоматон «Каллиграф». Он умеет писать рукописный текст длиною сорок букв или знаков.

При этом автоматон двигается словно живой человек: макает перо в чернильницу, покачивает головой и пишет букву за буквой. К слову, эта автоматическая кукла спустя 250 лет со дня изготовления продолжает завораживать своими «каллиграфическими» движениями зрителей.

Фото: Википедия

Ожившая безупречность

В эпоху романтизма было много произведений, посвященных ожившим куклам. Например, знаменитая новелла «Песочный человек» немецкого писателя Гофмана.

У русского писателя Антония Погорельского, автора знаменитой волшебной сказки «Чёрная курица, или Подземные жители», изданной в 1829 году, есть история про марионетку.

«Романтики очень часто  использовали в своих произведениях коллизию сюжета, в котором прекрасная женщина может выглядеть бездушным автоматом. Мотив куклы порой используется именно в этом значении. Однако не всегда куклы могут восприниматься, как механическое и мёртвое. У немецкого писателя Генриха фон Клейста это воплощение некой божественной грации. Здесь возникает аналогия отношений создателя и его создания. В эпоху символизма популярны истории про то, как кукла может заместить человека. А некая прекрасная возлюбленная продолжает тревожить воображение художников и писателей», - приводит примеры Анна Синицкая.

И словно продолжение этой темы в конце XIX века появляется научно-фантастический роман «Ева будущего» французского автора Вилье де Лиль-Адана, в котором главному герою надоедает его возлюбленная, и он считает, что может обрести счастье с механической куклой. Женский персонаж выглядит идеальным. Писатель впервые вводит в литературу понятие «андроид».

Прообразы роботов - это не только андроиды, но и техника, которой мы пользуемся в быту.В настоящее время есть такое художественное направление, как стим-панк, который работает с отсылками к ретро-механизмам, которые до сих пор используются в этом дизайне.

Арлекино, Буратино и Серебряный век

С началом XX века мир оживающих фигур получает самые разнообразные вариации. Один из лидеров русского имажинизма Вадим Шершеневич в начале прошлого века создает пьесу «Похождения электрического Арлекина». Мотив ожившей куклы играет роль в сюжете и соединяет механичность и человечность кукольного образа.

Повесть Алексея Толстого «Приключения Буратино» знакома с детства каждому.

«Оказывается, Толстой зашифровал в своей истории о выживающей деревянной кукле не только отсылку к Пиноккио, но и аллюзию на Арлекинов, которые борются со смертью. Это очень мощный слой образов Серебряного века и пародия на его театральные традиции и кабаретные постановки», - говорит Анна Синицкая.

 Одно из центральных мест в формировании образа андроида занимает фильм Олега Тепцова «Господин Оформитель» (1988) по сценарию Юрия Арабова и на музыку Сергея Курёхина. В английской версии название звучит как «Мистер Дизайнер». Именно в это время дизайн приобретает особую роль. Когда художник уже не спорит с творцом в поисках совершенства, а создает красивые безделушки. Это как раз воплощено в мотивах механической повторяемости.

 Очень часто этот фильм называют первым советским триллером. Он снят по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль».

«Эта история, которая становится каталогом, что такое кукла как воплощение инфернального начала и что такое кукла как создание рук человеческих и образец совершенства. Этот фильм можно рекомендовать как учебный, если вы изучаете Серебряный век и культуру этой эпохи», - подчеркивает искусствовед.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
АиФ-Опрос

Покупает ли вы алкогольные напитки на розлив?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах