В Самарской области свыше тысячи мостов и путепроводов, при этом состояние некоторых из них вызывает у жителей региона нарекания. Чем недовольны самарцы, в чем сложность содержания мостов в надлежащем состоянии и какие из них сегодня требуют внимания – разбираемся с samara.aif.ru.
О проблемах с автомобильными мостами, пешеходными мостиками и переходами самарцы сигнализируют в соцсетях, есть такие «печальные сооружения» как в самой областной столице, так и в муниципальных районах. При этом в регионе уже были случаи их обрушения: пять лет назад в села Кротовка провалилась часть проезжей части моста, а через год рухнул автомобильный мост через реку Самару в Бузулуке, к счастью, а обоих случаях обошлось без пострадавших.
Трещины и колдобины
«Хотелось бы поднять вопрос о ремонте моста через реку Татьянка и протоку Сухая Самарка. Мост в ужасном состоянии, с учетом того, что по нему ходят люди и ездят машины», - пишет самарчанка Ксения.
На фото, которые разместила неравнодушная жительница города видны дефекты дорожного покрытия на пешеходной части моста, колдобины и трещины.
В Департаменте городского хозяйства и экологии Самары о проблеме, похоже, знают и уверяют, что данный объект не забыт и его скоро отремонтируют:
«Утверждена муниципальная программа городского округа Самара «Ремонт мостов и путепроводов городского округа Самара» на 2021 - 2030 годы. Мост через реку Татьянка включен в план работ. В 2025 году запланировано проведение обследования состояния объекта для принятия решения о необходимом ремонте».
Езжай аккуратно!
Но больше всего претензий у жителей сельских районов. В Кошкинском районе один из автомобильных мостов изобилует ямами и колдобинами.
«Ежедневно езжу по этому мосту и каждый раз чертыхаюсь. Очень странно здесь отремонтирована дорога – от моста и до него – ровный асфальт, а сам мост – яма на яме. Понятно, что по правилам дорожного движения скорость на мосту не должна превышать 40 км/в час, но здесь и с такой скоростью ехать невозможно – просто «убьешь» машину. Вот и едут все потихонечку, переваливаясь по колдобинам», - рассказал житель района Олег.
И таких проблемных мостов в регионе предостаточно. Вопрос, который задают многие самарцы в соцсетях – когда их приведут в порядок?
Как сообщают в Минтрансе региона, в Самарской области в этом году в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» запланирован ремонт 16 искусственных сооружений протяженностью более 800 погонных метров, среди них – несколько проблемных мостов, состояние которых вызывает наибольшее недовольство самарцев. Наверное, нужно еще немного потерпеть.
Комплексная проблема
Инженер по строительству мостов Николай Мечиков, который участвовал в возведении более десяти объектов, в том числе - Президентского моста в Ульяновске, Климовского моста через Волгу на обходе Тольятти, уверен, что проблема с мостами имеет системный характер.
«Мосты, построенные в советское время, отличались высоким качеством и надёжностью. Однако сегодня они быстро выходят из строя. Основная причина - агрессивные дорожные реагенты и отсутствие качественной системы эксплуатации. Например, деформационные швы оснащаются резиновыми прокладками, которые разрушаются под воздействием реагентов. Они забиваются щебнем, грязью, и никто их своевременно не чистит. В Германии или Скандинавии такие элементы регулярно обслуживаются. У нас – нет», - отмечает мостостроитель.
Из-за этого реагенты и грязь проникают внутрь конструкции, разрушают опорные части, балки, начинают оголяться участки арматуры, появляется коррозия. Всё это приводит к потере несущей способности, а ведь достаточно было бы проводить своевременное обслуживание и защиту металлоконструкций.
«Во многих крупных городах специализированных организаций по эксплуатации мостов попросту не существует. Дорожные службы обслуживают автомобильные дороги, а мосты - это как бы «побочный» объект. Если в составе дороги есть мост или даже водопропускная труба — её включают в общую эксплуатацию, но специализированных мостовиков в штате нет. Все сводится к текущему ремонту: покрасили перила, подлатали асфальт - и всё», - говорит эксперт.
Еще один дополнительный фактор, который пагубно влияет на состояние мостов - изменения в нагрузках. Количество транспорта и вес автомобилей за последние годы выросли в геометрической прогрессии. Если раньше нормативная нагрузка на мост составляла класс А11, то сегодня уже А14. А ведь большая часть мостов строилась под старые нормативы.
«Когда где-то происходит обрушение путепровода - это как правило следствие накопленных проблем: усталость материалов, силовые трещины, отсутствие обследований и обслуживания. Такие аварии могут повторяться, особенно в регионах, где дороги обслуживаются формально, а мосты - практически никак. Массового обрушения, скорее всего, не произойдет одномоментно - многое зависит от региона. Где-то есть балансодержатели, где-то их нет вовсе. Но проблема системная, она уже назревает. И если ничего не менять, ситуация будет ухудшаться», - уверен Николай Мечиков