«На cквер Калинина упал туман. Я здесь живу, я фургаплан. Мою «бабайку» затоптали в грязь, и олимпийка порвалась. Не бей меня большой пацан, ведь я же свой, я - фургаплан», - эта песня из прошлого до сих пор теплом отдается в сердцах уцелевших носителей необычного движения «фураг». Именно они в прошлом веке наводили ужас на обывателей тихого и провинциального Куйбышева. Кто такие «фураги», за что боролись и куда пропали? Разбирается наш корреспондент, который в свое время был очевидцем этого социального явления.
Дети рабочих районов
Родиной молодежного движения, члены которой называли себя «фурагами», считается рабочий район Безымянки. К ним подтягивались ребята из поселков Запанской, Кряж, Волгарь, 116 км и других пролетарских районов. По негласной статистике, в 70-е годы прошлого века в Куйбышеве «фураг» насчитывалось до сотни тысяч человек.
«Фураги» возникли не на пустом месте: были на то веские социальные причины. Жизнь в рабочих поселка протекала по своим правилам. Пьянство и бедность в семье, нелады в школе – и прямая дорога в «каблуху» (профессионально-техническое училище) – рамки, из которых молодому человеку достаточно сложно выбраться. И когда он видит, что так живут сотни его сверстников, но есть и те, кто живет лучше – как правило, это обитатели центральный районов. Тоска и неустроенность нередко приводят к неожиданным открытиям и вольным интерпретациям идей марксизма-ленинизма. Оказывается, мы уже давно живем при коммунизме, но плоды ленинского учения пожинают чистенькие и пушистые буржуины. Стихийному движению и формированию своеобразной идеологии «фураг» в какой-то мере поспособствовали и советы взрослых товарищей, побывавшие «в местах, не столь отдаленных». Они взяли на себя роль эдаких «узников совести» - невинных жертв за счастье народное.
Город представлялся «фурагам» обителью зла. Исконные враги борцов за светлое будущее – «быки» - молодежь центра города, незаслуженно пользующаяся всеми благами, которых лишены парней с окраин. Конечно же, «быки» значительно уступали первым в численности, но было среди них немало отчаянных ребят, которые активно занимались спортом и могли дать отпор «фурагам».
«Фураги» периодически собирались толпами и наведывались к «быкам», которые тоже не теряли времени даром. Горожане успевали к нашествию «фураг» сколотить свои «боевые отряды».
Забавно, но «фураг» и «быков» объединяла любовь к американскому фильму «Генералы песчаных карьеров». И те, и другие по несколько раз смотрели картину о беспризорниках. Фильм вышел на экраны в 1973 году и был безумно популярен. Кинозалы были полны народа и часто «фураги» и «быки» сидели на соседних рядах. Но, по негласному правилу, любые «разборки» во время киносеанса были запрещены.
«Бабайка» и «лепень»
Белая рубашка, простой пиджак («лепень») или олимпийка (но они появились позже – после Олимпиады – 1980). На голове - огромная мохеровая кепка - «бабайка» (это обязательный атрибут подлинного «фураги»). На ногах «коры» - ботинки со скошенным каблуком или остроносые туфли, моряцкая походка вразвалку, речь с легкой гнусавинкой – типичный образ «фураги». Добавим сюда дворового барда, с отчаянием рвущего струны гитары, и обязательную кучку девчонок в окружении парней. Кстати, в компании «фураг» часто можно было увидеть очень ярких и красивых девушек. Видимо, хороших девочек всегда тянуло к «плохим парням», овеянным ореолом романтики, которую они сами себе придумали.
Портвейн по кругу в бумажных стаканчиках, презрение к труду и хвастовство, что попал в поле зрения милиции, были непременными атрибутами сходок «фураг».
Кстати, «фураги» были очень популярны не только в Куйбышеве, но и других городах области. Так, например, в Сызрани, где последователей этой молодежной группировки было меньше, их почему-то называли «ништяки».
Бокс и быстрые ноги
Мне не привелось попасть в ряды «фураг»: судьба уберегла меня от подобной участи. Хотя мое детство и юность прошли в поселке Волгарь, где одна часть населения либо гостила «у хозяина», либо уже вышла из мест заключения. И быть с «фурагами» считалось очень почетно, по-пацански. Меня спас спорт: бокс и легкая атлетика. Первый вид спорта помогал дать отпор и отстоять свое мнение (что очень ценилось в простой среде). Если же силы были неравны – выручали быстрые ноги.
Я был свидетелем одной из жестоких драк «фураг» и «быков» на Хлебной площади. Здесь схлестнулись несколько десятков человек, бились «стенка на стенку», безжалостно и жестоко. В ход шли арматурины, велосипедные цепи, свинчатки и самодельные кастеты. Замечу, что в этом бою обе стороны соблюдали негласный кодекс чести - лежачего не добивали. Правила и понятия чести соблюдались неукоснительно – нарушившего его могли показательно жестко наказать свои же парни.
Кстати, гуляющего «быка» с девушкой в рабочем районе никто не трогал. Проводил девушку до дома, а там уже как карта ляжет.
«Комса» против «фураг»
Наиболее опасными, коварными и не знающими жалости врагами «фураг» считались «комсюки» - члены боевой комсомольской дружины. В это странное сообщество принимали чаще боксеров, борцов, в общем, крепких ребят со стальными мускулами. «Комсюками» нередко становились парни, которым хотелось почувствовать власть над людьми. По моему мнению, идея создания «летучего отряда» активистов принадлежит партийным боссам. «Комсюки» старались изо всех сил. Моя тетя, живущая на «стошке», рассказывала, как она вместе с другими женщинами вступилась за «фураг», отбив их от толпы активистов. По ее словам, в тот день возле клуба «Строитель» полтора десятка «комсюков» буквально «месили», добивали лежащих на асфальте пятерых парней в «бабайках». А милиция, взявшаяся ниоткуда, спокойно и равнодушно созерцала происходящее. Женщины не испугались и с криками бросились оттаскивать парней от избитых. В итоге, пнув еще пару раз лежащих на асфальте парней, активисты ушли. Избитых ребят женщины подняли и помогли дойти до лавочки – самостоятельно передвигаться парни уже не могли.
По словам тети, через несколько лет в важном районном начальнике она признало одного из «комсюков», участвовавшего в избиении «фураг».
Судьба «фураги»
В памяти отложилась история одного из «фураг», который жил в нашем доме. Санчай (так его прозвали дворовые ребята), промышлял тем, что «шманял» по карманам школьников. Проще говоря, угрожая расправой, отнимал у ребят мелочь, которую им давали родители. Он исправно, почти каждый день ходил в школу, откуда его выперли за прогулы, драки и неуспеваемость, и терпеливо ждал после окончания уроков очередную жертву. Жаловаться родителям считалось «не по-пацански» и ребята безропотно отдавали ему свои пятаки и гривенники.
Худой и длинный Санчай вызывал страх. Он хранил под языком лезвие от бритвы «Нева» и при случае мог ловко двумя пальцами метнуть лезвие в любую цель. При этом Санчай здорово играл в футбол, удивляя всех ловкими и немыслимыми финтами - у него был несомненный талант футболиста. Но спорт парню был неинтересен, он нигде не учился, не работал, - и мать давно махнула на него рукой. Отца у него не было. С Санчаем побаивались связываться даже взрослые поселковые мужики. Зато он дружил с бывалыми урками, сидя на корточках с неизменной сигаретой «Прима» в зубах и внимательно слушал разговоры бывших сидельцев.
Санчай одним из первых подался в «фураги». Новые кореша были близки ему по духу.
Как сложилась в дальнейшем судьба Санчая – неизвестно. Однажды он просто исчез и больше не появлялся во дворе. Его мать, уставшая от непутевого сына, не проронила ни слезинки.
Куда пропали «фураги»
Противостояние «фураг» с «быками» и «комсой» вполне можно назвать трагедией поколения. Искусственно нагнетаемая неприязнь к другому человеку переросла в итоге в злобу и непримиримую войну, которая вскоре затихнет и уйдет, казалось бы, в прошлое. Но мы сильно ошибаемся: 90-е годы – убедительное тому свидетельство.
«Фураги» как субкультура перестали существовать во времена перестройки. Меняется идеология, «железный занавес» трещит по швам и на смену «фурагам» приходят другие субкультуры: панки, металлисты и другие. В какой-то момент «фурагам» и «быкам» нечего стало делить, и они постепенно сошли на нет. Но свято место пусто не бывает, повзрослевших «фураг» с их дресс-кодом, своеобразной (наивной в новых реалиях идеологией) и кодексом чести, сменили лишенные всего этого обычные гопники.
Взгляд психолога
Психолог-профайлер Ирина Веклич, считает, что субкультуры могут служить для подростков не только средством самовыражения, но и местом для общения, поддержки, понимания и защит:
«Фураги», как часть молодежной субкультуры, появились в 70-80-х годах прошлого века в Советском Союзе. Ульяновск, тогдашний город Ленина, стал центром распространения этой моды.
Существует версия, что КГБ мог быть заинтересован в появлении фураг как способе подавления западной ориентации молодежи и создания новой субкультуры, которая была бы контролируемой и изменяла ценности. Однако существует ряд других теорий и версий о происхождении и распространении «фураг».
«Фураги» стали не просто элементом стиля, но и своеобразным символом свободы и нонконформизма. Они стали популярны среди молодежи, которая стремилась к выражению своей индивидуальности и протестовала против официальной одежды и норм.
В целом, история появления «фураг» в городе Ульяновске и распространение этой моды являются интересными аспектами изучения советской культуры и молодежных движений того времени. Почему же субкультуры популярны среди тех, кто не может подняться на социальную ступеньку выше из-за различных обстоятельств? Субкультуры, как правило, возникают как способ выражения индивидуальности и протеста против устоявшихся норм и ценностей общества.
Для некоторых людей, которые выросли в сложных условиях семейных конфликтов, социального неравенства и отсутствия возможностей, присоединение к субкультуре может стать способом найти свое место и идентификацию. Они могут видеть в этом способ возместить свои недостатки или найти себя в новом сообществе, где их примут такими, какие они есть.
Субкультура может предоставить молодым людям среду, где проще проявить себя и найти свое место, основываясь не на образовании или социальном статусе, а на общих интересах и ценностях. Это может быть особенно важно для тех, кто видит, что кому-то лучше, кто-то достигает больших успехов, и чувствует зависть или несправедливость в этом.
Таким образом, молодежь через субкультуры может выражать свое недовольство существующими условиями и попытаться найти свое место в обществе, где им будет комфортно и где они смогут проявить себя, не прилагая много усилий.
В определенных субкультурах ценятся именно нестандартные качества и способности, а не общепринятые социальные стандарты. В некоторых сообществах быть «хуже», чем другие, может даже считаться преимуществом и признаком подлинной индивидуальности.
Чаще всего именно подростки ищут свое место в обществе и идентифицируются с определенными субкультурами, так как это помогает им развивать свою личность и находить ответы на многие внутренние вопросы. Взрослые иногда могут не понимать подростков и не уметь дать им подходящие ответы, что может приводить к уклонению подростков от общения с ними.
Сверстники и люди из субкультурной среды могут гораздо лучше понимать и поддерживать подростков, так как они проходили через похожие опыты и имеют общие интересы. Это создает ощущение защищенности и принадлежности, что для подростков особенно важно в период поиска себя и своего места в мире».