Примерное время чтения: 7 минут
1517

Нейросети играют панк. ИИ в Самаре создал альбом на стихи Серебряного века

В мире музыки появился необычный релиз — альбом «Панки Серебряного века», полностью созданный с помощью искусственного интеллекта. Самарский нейрохудожник Максим Мельников, не имеющий профессионального музыкального образования, за месяц воплотил амбициозный эксперимент: десять треков, вдохновленных стихами поэтов Серебряного века, обрели звучание в стилях панк-рока. В пресс-центре «АиФ в Самаре» он рассказал как нейросети осваивают творчество, какие трудности возникают в процессе и что ждёт музыкальную индустрию в будущем.

От поэзии к панк-року

Идея альбома «Панки Серебряного века» родилась из желания соединить бунтарский дух поэтов начала XX века, таких как Есенин и Ходасевич, с энергией панк-музыки. «Название возникло само по себе, — рассказывает Максим Мельников. — Поэты того времени были настоящими «панками»: свободолюбивыми, жившими на грани и игнорировавшими нормы». Вдохновившись возможностями современных нейросетей, Максим решил перенести эту идею в музыку, создав альбом, где весь контент — от мелодий до обложки — сгенерирован алгоритмами.

Нейрохудожник Максим Мельников.
Нейрохудожник Максим Мельников. Фото: АиФ в Самаре

Альбом состоит из десяти треков, каждый из которых представляет собой стихи Серебряного века, облеченные в панк-стилистику. Всё создано без единой человеческой правки. Роль Максима свелась к отбору текстов и выбору лучших композиций из тысячи сгенерированных нейросетью. Для этого использовались три инструмента: ChatGPT для подбора стихов, SUNO для создания музыки и DALL·E для генерации визуальной обложки, отражающей эстетику проекта.

Процесс оказался непростым. «Не все стихи сочетались с панк-музыкой по духу и ритмике, — делится Максим. — Алгоритмы не всегда передавали нужную инструментальную фактуру, иногда искажали слова или ставили неправильные ударения». На создание альбома ушел месяц интенсивной работы, порой по 8–9 часов в день, что стало настоящим испытанием для человека без опыта в музыкальном продакшене.

Музыка ИИ: искусство или алгоритм?

Можно ли считать музыку, созданную нейросетями, настоящим искусством? Этот вопрос стал одной из ключевых тем обсуждения. Профессиональный музыкант Дмитрий Артемьев видит в ИИ мощный инструмент, расширяющий творческие горизонты, но подчеркивает, что он не заменяет человеческое творчество. «Искусственный интеллект — отличная штука, чтобы поискать новые идеи, которые ты сам по каким-то причинам не можешь придумать, — говорит он. — Ты делаешь песню, обращаешься к нейросети, она выдает варианты, ты их перерабатываешь, добавляешь свое видение, и получается продукт. Это круто, это помогает». Дмитрий активно использует ИИ в своей работе: «У меня есть плагины на базе ИИ для сведения звука. Нажимаешь кнопку, выделяешь область — и звук готов, очищенный. Это гораздо быстрее, чем делать эквализацию вручную».

Музыкант Дмитрий Артемьев
Музыкант Дмитрий Артемьев. Фото: АиФ в Самаре

Оценивая альбом «Панки Серебряного века», Дмитрий отмечает его техническую состоятельность, но указывает на ограничения. «Это средняя музыка, как тембрально, так и по качеству записи, — делится он. — Это не звучит как работа начинающего музыканта, все работает друг с другом, но когда слушаешь все десять песен подряд, ловишь алгоритмические шаблоны. Особенно это заметно в вокале — он однотипный, с цифровыми артефактами». По его мнению, если бы вокальные партии перезаписал живой исполнитель, результат мог бы стать значительно интереснее.

Максим соглашается, что профессионалы улавливают характерные «ходы» алгоритмов, но для обычного слушателя это не всегда очевидно. «Цель проекта — показать возможности инструмента, а не создать бессмертные хиты, — подчеркивает он. — У каждого слушателя нашелся хотя бы один трек, который ему понравился». По его мнению, душа музыки — это человеческий выбор и вкус, без которых нейросеть осталась бы лишь набором кода. «ИИ — это инструмент, как молоток, — добавляет Максим. — Без человеческой идеи он ничего не создаст».

Дмитрий считает, что с маркетинговой точки зрения упоминание ИИ привлекает внимание. «Это вызывает желание послушать, — говорит он. — Но эффект новизны быстро смоется. Песни похожи, и это может надоесть, как любой музыкальный тренд». По его мнению, ИИ вряд ли займет устойчивую нишу в музыке. «Это разовое развлечение, — считает Дмитрий. — Разве что технологии сильно разовьются, и мы увидим виртуальных артистов полностью созданных ИИ. Но великого будущего у этого нет». Однако он признает, что как вспомогательный инструмент ИИ останется востребованным, если ему дадут развиваться.

От дистрибуции до авторских прав

Распространение альбома столкнулось с препятствиями. Многие цифровые платформы и дистрибьюторы отказываются работать с полностью сгенерированной музыкой из-за юридической «серой зоны» авторских прав. «На каких данных обучались нейросети? Насколько треки оригинальны?» — эти вопросы пока остаются без ответа. Некоторые дистрибьюторы предлагают жесткие условия, включая удержание прав на треки даже после расторжения договора. Максим планирует выложить альбом в Telegram и «ВКонтакте», чтобы продемонстрировать возможности ИИ и инициировать обсуждение.

 

Доступность нейросетей радикально снизила порог входа в музыкальное творчество. «Раньше для записи в студии нужны были связи и обучение, — говорит Максим. — Теперь достаточно компьютера и подписки на сервис». Его опыт доказывает: человек без музыкального бэкграунда может стать создателем контента, что открывает новые горизонты для творчества.

Что касается будущего ИИ в музыке, Максим уверен: технологии продолжат совершенствоваться. «Сначала тексты, затем изображения, видео, аудио. Качество будет расти, и скоро мы не сможем отличить сгенерированный контент от человеческого», — прогнозирует он. Однако юридические вопросы, такие как авторские права, станут ключевым вызовом. Если их удастся решить, нейросети могут стать «кнопкой-музой», помогая преодолевать творческий кризис и автоматизировать рутинные процессы.

Дмитрий, в свою очередь, скептически смотрит на долгосрочное влияние ИИ на музыкальную индустрию. «Если технологии дойдут до того, что сгенерированный голос станет неотличим от живого, профессия музыканта может начать угасать, — размышляет он. — Но живые концерты останутся ценными, потому что нейросеть не заменит человека, играющего на сцене. Вопрос в том, сколько людей будут ходить на такие концерты». Он считает, что ИИ лучше всего проявляет себя как помощник, а не как самостоятельный создатель.

Альбом «Панки Серебряного века» — это не только музыкальный эксперимент, но и повод задуматься о границах между человеком и машиной в искусстве. Пока нейросети остаются инструментом, а душа музыки — за теми, кто выбирает, что из тысяч вариантов станет треком, вызывающим эмоции. И, как показывает этот проект, даже алгоритмы могут зажечь искру творчества, если за ними стоит человеческая идея.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах