Примерное время чтения: 8 минут
904

Не хочу и не буду. Что делать, если ребёнок отказывается идти в школу

Bob_Dmyt / pixabay.com

Исследовательский центр портала Superjob.ru, провёл опрос среди родителей школьников и выяснил, что каждый шестой ребёнок не хочет ходить в школу.  С чем связано нежелание детей посещать учебное заведение и как можно замотивировать на учёбу разбираемся ниже.

Результаты опроса

16% опрошенных заявили, что их дети не любят школу и не хотят туда ходить, и ещё 1% - что школа вызывает не просто негативные эмоции, а ненависть. Даже если школа «идеальная» с точки зрения родителя – компетентные педагоги, современное оборудование, – но в ней ребёнок чувствует себя некомфортно, он не будет её любить.

46% респондентов отметили, что их дети относятся к школе нейтрально, воспринимают её как само собой разумеющееся и посещают занятия только потому, что так надо. При этом ни симпатии, ни ненависти к учебному процессу они не испытывают.

25% родителей школьников подчеркнули, что их детям нравится ходить школу. Они не испытывают возвышенных чувств к учебному процессу в целом, но им приятно общение с одноклассниками, определённые предметы или учителя, школьные мероприятия и так далее, ради чего они собственно и посещают учебное заведение.

10% родителей школьников рассказали, что их дети испытывают сильную, можно даже сказать фанатичную любовь к школе. Такое отношение может выработаться у ребёнка, если он уже чётко знает, какую жизнь хочет прожить. Именно поэтому он стремится учиться, завоёвывать призовые места на олимпиадах.  У него есть цель, а школа и педагоги воспринимаются как здоровый инструмент для её достижения.

Однако подобная «фанатичная любовь» может быть связана и с другими факторами. Например, ребёнок стремится подтвердить в этом месте свою значимость и ценность. Через достижения, «правильное поведение», преданность и так далее. Так бывает с теми детьми, которых с детства приучают к мысли, что любовь нужно заслужить, что любят только тех, кто ведёт себя правильно и даёт родителям повод для гордости.

Школа – это «второй дом»?

О том, что школа для ребёнка является «вторым домом», чаще рассказывают родители учеников начальной школы и старшеклассников – 15% и 14% соответственно.  И это вполне объяснимо.

Младшеклассники, только вступившие в новой этап своей жизни под названием «школа», заинтересованы в учёбе. Они мечтали об этом и представляли, как сядут за парту. Для них всё в новинку, а значит интересно.  Однако, как отметила психолог Дарья Яушева, если ребёнок после 1 сентября в первом классе понял, что не хочет ходить в школу, с ним все нормально.  Ему нужно время, чтобы адаптироваться к новым правилам и дисциплине, которая существует в школе, принять тот факт, что возросли требования к нему.

Ученики старших классов – это юноши и девушки 16-18 лет, которые уже обзавелись друзьями, знают чего ожидать от школьной жизни, примерно представляют, чем хотят заниматься в жизни и знают, для чего посещают школу.

О нелюбви или даже ненависти детей к учебному заведению чаще всего упоминают родители учеников среднего звена – с 5 по 9 классы (20%). Вероятнее всего, это связано не только с усложнением учебного процесса, вводом новых предметов и подготовкой к экзаменам, но и с физиологическими изменениями – началом переходного возраста.

Впрочем, по данным исследования, проблема негативного отношения к школе зародилась не сегодня. Вспоминая свои школьные годы, о ненависти к урокам, учителям и всей образовательной системе рассказали 4% горожан, а о том, что не любили школу, — 16%. При этом о негативных эмоциях к школе чаще других вспоминали респонденты до 34 лет (23%), а о любви «без фанатизма» — респонденты старше 45 лет (33%).

От любви до ненависти…

Начнём с приятного — любви к школе. Детям нравится ходить в школу не по какой-то одной конкретной причине. Существует целая совокупность факторов. Например, что там есть друзья, с которыми им интересно общаться, внешкольные активности,  отзывчивые педагоги, которые могут посвятить время детям и за рамками учебного предмета. Однако, если школьник начинает чувствовать себя дискомфортно или начинает развиваться какая-то негативная ситуация, любовь может улетучиться.

Факторов, которые могут привести к ненависти достаточно. Например, если над ребёнком издеваются другие ученики, то вся мнимая «идеальность» школы легко перечёркивается. Также отторжение от школы может вызвать излишняя навязчивость со стороны преподавателей или родителей в изучении какого-либо предмета, которая аргументируется лишь словом «надо».  Не стоит забывать, что люди в любом возрасте не любят места, где их не слышат, где они встречаются с критикой в грубой обесценивающей форме, где им ставят жесткие границы, но даже не пытаются объяснить, почему происходит именно так.

Почему дети испытывают негативные эмоции в адрес школы?

Большинство опрошенных связывают нежелание своих детей ходить в школу с негативным отношением учителей.  Педагоги могут быть несправедливы по отношению к своим ученикам, умышленно занижать оценки из-за личной неприязни. Такую позицию разделяют 36% родителей школьников.

На втором по популярности месте теория о том, что детям неинтересно учиться. Зачастую дети и подростки предпочитают проводить своё время за компьютерными играми, просмотром фильмов и сериалов, заниматься своими хобби, а учебный процесс для них становится в тягость. Также родители высказывали мысли, что нежелание детей ходить в школу может быть связано с низким качестве образования и неумением заинтересовать ребёнка предметом. Ленью нежелание ходить в школу объясняет достаточно небольшое количество опрошенных – лишь 9%.

Но что же на этот счёт скажут профессионалы? Психолог и преподаватель Московской школы программистов (МШП) Никита Борисов, отмечает, что одним из явных факторов нежелания идти в школу в любом из возрастов может являться буллинг со стороны других учеников, ведь это прямо влияет на чувство безопасности ребёнка в школе. Если говорить про более узкие ситуации, то ребёнок может отказываться идти в школу только в один определённый день недели, потому что там, на его взгляд, неинтересные уроки, или учитель, который вызывает дискомфорт.

Также нередким фактором нежелания идти в школу может являться банальная переутомляемость. В таком случае родителям нужно услышать ребёнка и, возможно, разрешить ему разовый, но «официальный» прогул. Ведь если ученик средней или старшей школы захочет прогулять, он это сделает, просто повернув на перекрёстке не в сторону школы, а за угол.

Как понять, что у ребёнка проблемы в школе?

Любой родитель хорошо знает базовую линию поведения своих детей. То есть, он знает, в каком обычно состоянии ребёнок приходит домой, видит или слышит его настроение по телефону, а с помощью электронного журнала знает все его учебные оценки. И вот когда ребёнок начинает отклоняться от такой базовой линии поведения и у него падает настроение, когда вы замечаете, что он не рад разговорам, то можно попробовать отследить в какой момент это происходит — после посещения школы или нет.

Стоит попробовать бережно и осторожно расспросить о том, что происходит, пообещав, что Вы не будете ругать его, что бы не узнали. Ребенок может чувствовать себя виноватым, даже если он является жертвой ситуации, может переживать стыд.  А это тяжелая эмоция.  Поблагодарите его и обнимите, если он начал раскрываться и делиться своими проблемами.

Если ребёнок не открылся, стоит отнестись с уважением к его личным границам и лишний раз напомнить, что в любой ситуации он может рассчитывать на родительскую поддержку и заботу. Если проблема уже долгое время не «рассасывается», то можно помочь с качественной помощью, записав ребёнка к психологу.

Как замотивировать ребёнка ходить в школу?

Обучение должно помочь подростку найти цель в жизни и показывать, как её достичь. Чтобы это сделать, нужно выработать интерес к учебе. И надежнее всего делать это не через страх перед двойкой, а через ощущение успеха даже от самых маленьких побед, через веру в свои способности. Лучше хвалить за то, что ребёнок правильно решил один пример из десяти, чем ругать и стыдить за то, что он ошибся в остальных девяти.

Родителям нужно пояснять и актуализировать перед детьми идею «почему учиться важно именно для них». Поговорите об их будущем, узнайте, чего они хотят и что им интересно уже сейчас.  Помогите отсортировать школьные предметы по интересу: Вы поможете сделать шаг в сторону с самоидентификацией ребёнка, а также разберетесь в причинах, из-за которых у него есть нелюбимые предметы. Возможно, он просто отстал от школьной программы и ему требуется просто наверстать упущенный материал.

Покажите, что ошибок не стоит бояться. Что нормально сделать что-то неправильно. Ребенок, который знает, что ошибка – это не конец жизни, будет активнее и смелее проявлять себя. Расскажите про свой опыт,  о том, как сталкивались с тем, что чего-то не умеете, ошибались, но всё равно продолжали двигаться вперёд  и даже получали ценный опыт.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах