С началом Великой Отечественной войны экипажи боевых кораблей Военно-морской флота нуждались в пополнении личного состава. Обученных специалистов не хватало. 25 мая 1942 года народный комиссар Военно-Морского флота Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании Соловецкой школы юнг, где будут готовить радистов, рулевых, боцманов, электриков, мотористов.
В юнги отбирали 15–16-летних юношей-добровольцев. Желающих стать юнгами и бить врага было много. Мальчишки сбегали из дома и «теряли» документы, всячески завышая свой возраст, стремились попасть во флот. Отбор был жестким: преимущество отдавалось физически крепким ребятам, детям военных и воспитанникам детских домов.
Школу на Соловках создавали фактически на голом месте: юнги первого призыва сами строили казармы, копали землю, таскали бревна. Занятия проходили в бывших монашеских кельях, переделанных в классы, и даже в землянках.
Юнги проходили ускоренную подготовку по всем специальностям, изучали не только теорию, но и проводили практические занятия по морскому делу.
Занятия длились по 12 часов, когда в небе появлялись фашистские самолеты, мальчишки вставали за пулеметы и участвовали в отражении налетов.
В конце учебы юнги сдавали выпускные экзамены и распределялись для дальнейшего прохождения службы на кораблях ВМФ.
За годы войны Соловецкая школа юнг выпустила 4111 радистов, рулевых, боцманов, электриков, мотористов. Более 700 куйбышевских мальчишек стали юнгами и наравне со взрослыми били врага на «морских охотниках», торпедоносцах и минных тральщиках. Каждый четвертый из соловецких юнг погиб в боях за Родину. Четверо выпускников школы стали Героями Советского Союза.
Память о юнгах-куйбышевцев увековечена на Аллее Соловецких юнг на самарской набережной и в Музее истории куйбышевцев-выпускников Соловецкой школы юнг школы №174 им И.П. Зорина.
Сын за отцом
Время беспощадно, сегодня многих героев уже нет в живых. Единственный из ныне здравствующих юнг-куйбышевцев - выпускник третьего набора школы Виктор Иванович Фокин. Виктор Фокин родился 30 октября 1929 года с. Кременские Выселки, Ставропольского уезда, Самарской губернии, в семье было пятеро детей. С началом Великой Отечественной его отец – красный командир Гражданской войны - ушел на фронт, командовал взводом морской пехоты на Северном флоте.
В 1944 году отца комиссовали после тяжелой контузии и перевели в штаб Северного флота. Витя очень гордился отцом, грезил морем, мечтал стать военным моряком и бить врага. Отец поддерживал сына, часто брал его с собой, знакомил с флотским бытом и дисциплиной, научил его обращаться с оружием.
Отец решил – сыну нужно поступать в Соловецкую школу юнг учебного отряда СФ ВМФ СССР. Но набор в неё осуществлялся исключительно из ребят, которым уже исполнилось 15 лет, а Вите не хватало 4,5 месяцев, и мальчишка сильно переживал из-за этого и рвался во флот.
Первый бой
С врагом Вите пришлось столкнуться еще до того, как он стал юнгой. Он все-таки упросил отца выпустить его в море и тот, понимая, насколько это важно для сына, попросил одного из капитанов бронекатера взять сына в рейд. Так Виктор оказался на борту легендарного «Морского охотника», которого еще называли охотник за подводными лодками.
«Я хорошо помню свой первый выход в море, свою радость и гордость, что я иду на боевом катере, перед которым стоят задачи охранения транспортов и противолодочной обороны. Мы работали в определенном квадрате, в течение 10 суток конвоировали транспорт и следили за самолетами, а в это время акустики слушали шумы подводных лодок», - вспоминает Виктор Иванович.
В тот день немецкие самолеты атаковали конвой судов, который сопровождал «Морской охотник».
«Я увидел пикирующий прямо на нас «мессершмит». Летчику было нужно выйти на определенную высоту и сбросить бомбы, а мы не давали ему прицелиться для бомбометания, отгоняли очередями пулеметов и зенитки. Грохот стоит, летят горячие гильзы, а он пикирует на нас, пытаясь подавить огнем автоматических пушек. Я тогда здорово испугался, мне казалось, что самолет летит прямо на меня, он обязательно меня убьет и все закончится. Признаюсь, было очень страшно», - рассказывает ветеран.
Вражеский самолет тогда удалось отогнать, он сбросил бомбы в море и ушел, сопровождаемый транспорт не пострадал.
«После боя, когда спало напряжение, мне стало очень стыдно за свой страх, как я буду воевать с врагами, если в первой же схватке испугался? Тогда я подошел к командиру и честно признался: струсил. Но матросы засмеялись: вовсе ты не струсил, в первом бою всегда так, всем бывает страшно. Так и состоялось мое первое боевое крещение. А страх я свой потом переборол, когда уже сам встал за пулемет и стрелял по самолетам», - рассказывает Виктор Иванович.
Соловки-Амур-Балтика-Куйбышев
Затем была школа юнг. 10 месяцев Виктор провел на Соловках, учился хорошо, стараясь не подвести отца. В его свидетельстве по всем предметам стояли отличные оценки, единственная «4» - по политподготовке.
После окончания школы 15 летний Виктор был выпущен по первому разряду и получил специальность корабельного радиста. Юнга был направлен на Амурскую флотилию, а затем переведён на Балтийский флот.
После демобилизации в 1952 году Виктор Иванович вернулся в Куйбышев и почти 50 лет проработал на заводе № 276 Министерства авиационной промышленности СССР (ныне СНТК им. Кузнецова). Сейчас 94-летний ветеран живет в пос. Управленческий.