В России приостановили техническое проектирование сверхтяжелой ракеты «Енисей» для полетов на Луну. Об этом на днях сообщил гендиректор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов.
Самарский завод совместно с РКК «Энергия» был соисполнителем работ по созданию сверхтяжёлого носителя и его ракетного комплекса. Баранов не исключает, что работы могут возобновить после уточнения программы заказчиком ГК «Роскосмос». Однако не все эксперты разделяют его оптимизм.
Без сверхтяжа не обойтись
В декабре прошлого года «Роскосмос» заключил контракт на сумму 1,47 млрд рублей на разработку технического проекта ракеты-носителя сверх-тяжёлого класса «Енисей». В техническом задании отмечали, что проект будет включать шесть боковых блоков на основе «Союз-5» с двигателями РД-171МВ, ракеты «Союз-6» с двигателями РД-180МВ, а также разгонный блок класса ДМ. В ноябре этого года техническое проектирование должно было быть завершено. Однако за два месяца до сдачи проекта многолетняя работа была поставлена на паузу. Ранее глава самарского предприятия Дмитрий Баранов в интервью журналу «Русский космос» (август, 2021) сообщил, что проект создания носителя «Союз-6» также находится под вопросом.
«С нашей точки зрения, разработка такой ракеты нецелесообразна. Понимаете, «Союз-5» сегодня не конкурирует ни с «Союзом-2», ни с «Ангарой-А5», то есть будет иметь отдельную собственную нишу. А условный «Союз-6» сразу же начинал конкурировать и с «Союзом-2», и с «Амуром-СПГ». Думаю, это никому не нужно», - отметил гендиректор предприятия.
Летать на новых принципах
Бывший инженер группы в НПО им. С.А. Лавочкина и испытатель РКК «Энергия» Денис Банченко считает, что существующую российскую лунную программу, скорее всего, постепенно свернут. Он поясняет, что не исключено, что «Роскосмос» совместно с «Рос-атомом» сформирует новую аэрокосмическую структуру, в которую войдут предприятия как из состава нынешнего «Роскосмоса», так и из состава «Росатома». Причина - коммерческая нерентабельность лунной программы и её несоответствие вызовам времени. При этом у наших разработчиков уже есть более достойная альтернатива.
«Закрытие программы по построению ракеты-носителя для лунной программы, как и выход из программы по совместному использованию Международной космической станции (МКС), связано с прорывом России в построении аэрокосмических аппаратов и их двигателей на новых физических принципах, в создании которых активное участие принимает госкорпорация «Росатом». Это позволит получить конкурентное преимущество и обогнать страны, лидерство которых сегодня кажется бесспорным. Закрытие нерентабельных проектов с сомнительным результатом позволит сэкономить огромное количество бюджетных средств, которые как раз и пойдут на развитие совершенно новой космонавтики, которую мы и увидим в ближайшем будущем», - подчеркнул эксперт.
По его словам, идея использования метановых двигателей для полета на Луну, о которой ранее говорил глава «Роскосмоса», неплохая, но у неё есть ряд слабых мест.
«Да, это выгодно, потому что метана очень много, его хранение и перевозка обходятся очень дешево. Разработка метановых двигателей довольно успешно продвинулась. Но я думаю, что именно для лунной программы такой вид двигателя, скорее всего, не подойдёт. Чтобы достигнуть Луны, потребуются слишком большие объёмы метана, что значительно увеличит размер и массу изделия. Для полётов на дальние расстояния обычно используются высоко-энергетичные виды топлива, такие как амил и гептил. С большой долей вероятности для этих целей можно будет использовать и плазменные двигатели», - отмечает Банченко.
Кроме того, Илон Маск уже показал свой космический корабль Starship Mk1 для полётов на Луну и Марс. Не исключено, что уже в 2022 году Штаты полетят на Луну.
Все надежды на «Луна-Глоб»?
Ветеран космической отрасли Константин Курский живет на Байконуре. Ранее он работал на самарском заводе «Прогресс». Почти полвека назад участвовал в испытаниях первой лунной советской ракеты М-1, которая разрабатывалась параллельно с американским «Аполлоном». Тогда американская миссия на Луну оказалась более успешной.
«Технологии за это время, конечно, изменились, стали легче, компактнее, стала совершеннее система управления космическими аппаратами и приборами. С американцами мы сейчас идём на равных, однако в США больше денег на космические проекты благодаря тому, что в этом заинтересован и местный бизнес», - поделился мнением Курский.
По его словам, сейчас на Байконуре в рамках проекта «Луна-Глоб» в АО «НПО Лавочкина» создают космический аппарат «Луна-25». Это малоразмерная демонстрационная станция для отработки мягкой посадки в околополярной области и проведения контактных исследований Южного полюса Луны. Разработка создаётся с использованием последних достижений в области космического приборостроения и с учётом опыта предыдущих лунных экспедиций. Запуск перенесли на 2022 год с космодрома «Восточный». Ранее его планировали провести в этом году.
Кроме того, специалисты компании готовят к запуску ещё несколько лунных миссий, среди них - орбитальный аппарат дистанционного зондирования Луны «Луна-26» и тяжелый посадочный исследовательский аппарат «Луна-27».