Жители Самарской области обеспокоены ростом цен на бензин. Вопросы о причинах такого резкого взлёта стоимости адресуют нашей редакции и не только. В частности, под постом губернатора Вячеслава Федорищева в социальной сети «ВКонтакте» пользователи активно спрашивают, почему государство не регулирует стоимость топлива. Попробуем разобраться в вопросе.
Факты и цифры
Этим летом и в начале осени самарские водители заметили устойчивый рост цен на бензин. По данным мониторинга автозаправочных станций, на 13 октября разброс цен в регионе остаётся значительным — от 58 до 89 рублей за литр в зависимости от марки топлива и сети АЗС.
Бензин АИ-92 стоит от 58 до 86 руб., АИ-95 — от 62 до 89 руб. Цены на дизельное топливо также выросли и сейчас составляют от 68 до 72 руб. за литр. Разница между самыми дорогими и самыми доступными заправками достигает 15–25 руб.
За последнюю неделю средняя стоимость основных марок топлива увеличилась на 1–2 руб. Таким образом, рост продолжается уже несколько месяцев подряд.
Версии экспертов
Повышение стоимости топлива — следствие целого ряда причин. И процесс, по словам специалистов, начался ещё в конце лета.
Эксперты аналитической компании «Эйлер» среди главных причин отметили разрыв между оптовыми и розничными ценами. По их оценке, в августе средняя маржинальность (прибыльность) АЗС упала до минус 3,5 руб. за литр. При этом по АИ-95 убыток достигал 7 руб., а по дизельному топливу — до 10 руб. за литр. Пока сети продают топливо «в минус», они вынуждены повышать ценники при любой возможности.
«Основная причина убытков АЗС — увеличение оптовых цен на бензин при стагнации розничных. Мы видим риски роста розничных цен, пока маржа АЗС находится в отрицательной зоне», — отметили специалисты в своём докладе.
Вторая причина — рост издержек и рисков. Об этом в разговоре с журналистами, рассказал замглавы ФАС Виталий Королёв.
«Независимые участники рынка в рознице снижали цену по отношению к рынку, потому что им необходимо было получить конкурентные преимущества — чтобы ехали на их заправки, а не на другие. Сейчас мы видим, что по ряду регионов (цены на этих АЗС) выровнялись», — заявил замглавы ФАС.
В-третьих, на ситуацию влияет сезонный спрос и локальные факторы: перераспределение поставок между регионами, рост биржевых котировок на отдельные виды топлива и сокращение мер господдержки в отдельных звеньях цепочки поставок.
Есть ли риск дефицита?
Власти области и чиновники Минпромторга уверяют, что о системном дефиците топлива речи нет: стратегические запасы и поставки в регион обеспечены.
«Ситуация на моём личном контроле. Сегодня все виды топлива в регионе есть — достаточно приехать на заправочные станции представителей крупнейших поставщиков топлива. Есть вопросы по небольшим АЗС», — отметил губернатор Вячеслав Федорищев в своих социальных сетях.
Именно под этим постом и был задан вопрос о причинах, по которым власти не вмешиваются в ситуацию.
Минпромторг региона в комментарии отметил, что ценообразование на большинство товаров, включая бензин, не регулируется напрямую государством. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может вмешаться только в случае нарушений закона о конкуренции — например, сговора или злоупотребления доминирующим положением. Также в ответе было рекомендовано направлять жалобы о необоснованном росте цен на горячую линию ФАС.
«Побочные» эффекты
Рост цен отражается не только на кармане автолюбителей. По словам экспертов, это приводит к удорожанию перевозок продуктов и товаров повседневного спроса, что неминуемо вызовет рост цен на эти товары.
Однако есть и менее очевидные последствия повышения стоимости топлива. Редакции удалось пообщаться с сотрудниками одного из медицинских учреждений. На условиях анонимности они рассказали, что для служебного транспорта стали выделять меньше бензина. По словам работников, это связано с тем, что у медучреждения заключён контракт на закупку топлива с определённой сетью АЗС, где стоимость литра АИ-92 сейчас превышает 70 рублей. Следовательно, за средства, заложенные в бюджете организации, можно приобрести заметно меньший объём топлива.
При этом сотрудники отметили, что на пациентах это пока не отражается: топливо направляется в приоритетном порядке на работу автомобилей неотложной помощи. Но те работники, которые по служебным обязанностям должны ездить на служебных автомобилях, уже ощутили неудобства.
Не всё так плохо?
Интересный аспект текущей ситуации с ценами на бензин подметила психолог с 25-летним стажем Наталья Лебакина. Она указала, что, хотя реакция в социальных сетях среди жителей на рост цен и присутствует, она оказалась слабее, чем могла бы быть. Важную роль в этом сыграли публикации с одной из заправок региона, где были зафиксированы самые высокие цены — почти 90 рублей за литр.
Психолог отмечает: люди по большей части — пессимисты и склонны прогнозировать наихудшее развитие событий. Катастрофизация — частая ошибка восприятия, но в ней есть своя логика.
«Подорожание бензина почти в два раза (с 53 до 90 рублей) — это беда, и такой вариант развития событий, несомненно, вызвал ожидаемую реакцию: люди приготовились к худшему. Включился режим ожидания катастрофы. Поэтому, когда по факту бензин подорожал на большинстве заправок только на 5–8 рублей, ситуация была воспринята водителями с определённым вздохом облегчения: из двух зол случилось меньшее. Сознание получило рациональную опору, человек успокоился мыслью, что всё не так страшно, могло быть и хуже. Это элементарная защитная реакция человеческой психики», — пояснила Наталья Лебакина.