133

Льготный проезд останется. Сколько будут стоить поездки с нового года?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Самара №47 24/11/2021

В городской администрации предложили новую стоимость проезда в общественном транспорте. Согласно оптимальным расчётам, с 1 января 2022 года цена билета может увеличиться на 3 рубля. Однако это коснется не всех пассажиров. Льготники не почувствует серьезных изменений.

Кроме того, городские власти берут обязательства: новый тариф будет утвержден на два года.

Выдержали двухлетний мораторий

Предложения с обоснованием новой индексации и сохранением льготных тарифов обсудили на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В заседании под председательством первого заместителя главы г.о. Самара Владимира Василенко приняли участие заместитель руководителя департамента транспорта администрации г.о. Самара Юрий Тапилин, депутаты городской Думы, представители Общественной палаты, Федерации профсоюзов Самарской области и другие общественники.

Перед началом обсуждения подчеркнули, что индексация тарифа инициирована своевременно. Выдержан двухлетний мораторий в части сохранения стоимости поездок. Тарифы на проезд в общественном транспорте не повышали с 1 января 2020 года. В преддверии 2022 года для корректировок стоимости проезда появился ряд важных предпосылок. Существенные экономические изменения повлияли на работу автотранспортных предприятий.

Юрий Тапилин отметил, что за последние два года выросла стоимость горюче-смазочных материалов, запчастей, электроэнергии. Так, в 2019 году цена газомоторного топлива составляла 14,44 рубля за 1 кубометр, а в 2021 году - уже 18,71 рубля за кубометр. То есть расходы возросли почти на 30%. Стоимость электроэнергии повысилась с 5,09 рубля за 1 кВт/ч до 5,49 кВт/ч.

Пандемия новой коронавирусной инфекции добавила экономических обоснований. Необходимость ежедневной  дезинфекции подвижного состава потребовала постоянных расходов - приобретаются средства для обработки. Кроме того, перевозчики тратятся на маски для персонала. А этой осенью расходные статьи пополнили закупки рециркуляторов для очистки воздуха от вирусов и бактерий. Но самое главное - в период действия ограничительных мер уменьшилась выручка от продажи билетов, поскольку пассажиропоток заметно снизился.

Как отметил Владимир Василенко, предприятия особенно ощутили падение пассажиропотока в марте, апреле и мае 2020 года. И только к сентябрю 2021 года он начал постепенно восстанавливаться, но незначительно.

По данным за прошлый год, во всех видах общественного транспорта перевезли на 28% пассажиров меньше, чем в 2019 году. В 2021 году этот уровень сохранился и составил 72% от уровня 2019 года. Это создает предпосылки роста долговых обязательств перевозчиков. Частично финансовые потери компенсированы субсидиями из бюджетов различных уровней. Однако, даже с учетом этого перевозчики недополучили свыше 400 миллионов рублей.

Чтобы поддерживать режим работы, обеспечивать регулярность рейсов, стабилизировать доходность предприятий, городской профильный департамент начал формировать предложения для установления тарифов на период с 2022 года. В соответствии с действующим порядком у перевозчиков были запрошены тарифные дела.

«За этим стоят жители, трудовые коллективы, работа транспортной отрасли. Призываю всех с пониманием относиться к предлагаемым мерам, несмотря на то, что любое повышение стоимости - не из приятных для граждан. Поэтому к проблематике нужен взвешенный подход. Именно по такому принципу мы и работаем, Для города это серьезный шаг. Мы готовили несколько предложений, с которыми выходили и на общественные объединения - было много таких встреч, и точки соприкосновения найдены. А сегодня на заседании Трехсторонней комиссии мы представили уже консолидированное решение», - подчеркнул первый вице-мэр.

Кроме того, фактическая стоимость проезда гражданам обходится в разы меньше, нежели по утвержденному расчетному тарифу. Самая внушительная разница - в метрополитене, где расчетный тариф на 2021 год - 80 рублей 16 копеек. При этом каждый второй пассажир - это льготник. Поэтому на транспортные предприятия ложится колоссальная финансовая нагрузка.

Решить проблему с кадрами

На заседании рассказали, как сложившаяся ситуация влияет на условия работы сотрудников транспортных предприятий. Основная причина увольнений персонала - это неудовлетворенность зарплатой.

Чтобы сохранить кадры, необходима индексация зарплаты, прежде всего водителей и кондукторов. Особенно этот вопрос актуален для МП «ТТУ», где дефицит водителей составляет 34% от штата, а кондукторов - 47% от штата. Около половины кондукторов ежемесячно получают менее 20 тысяч рублей. Отметим, что зарплаты сотрудников ТТУ с момента предыдущего повышения стоимости проезда проиндексировали трижды. В частности, на 5% в 2020 году, а также в зависимости от категории работников - до 15% в текущем году. Это удалось реализовать, в том числе, благодаря активной поддержке отраслевого профсоюза ЖКХ. На Трехсторонней комиссии представители профсоюзных организаций услышали заверения о том, что такая практика будет сохраняться для сохранения многотысячных трудовых коллективов. Однако не нужно забывать, что прибавки заработной платы часто «нивелирует» уровень инфляции.

В «Самара Авто Газ» дефицит водителей автобусов составляет 25%, дефицит кондукторов - 35% от штата.

Ожидается, что корректировка тарифов на проезд позволит если не решить полностью вопрос кадрового дефицита, то как минимум повысить зарплаты действующим сотрудникам.

Оплачивать картой - дешевле

На заседании Трехсторонней комиссии обозначили, что с нового года стоимость проезда должна сохраниться дифференцированной, что, по данным профильного департамента, стимулирует безналичный расчет. Пассажиры уже успели оценить такой подход. С 2019 по 2021 годы доля пассажиров, оплачивающих проезд наличными средствами, сократилась с 33% до 14%.

Как отметил председатель Областного союза «Федерация профсоюзов Самарской области» Дмитрий Колесников, на протяжении полутора месяцев обсуждались различные варианты изменения тарифов, предлагаемые администрацией Самары и транспортными предприятиями. По его словам, главное, что остается социальная направленность и у горожан есть выбор, как рассчитываться за поездку - по карте (банковской или транспортной) либо наличными. Кроме того, Самара - один из немногих городов России, где предоставляются льготы на проезд в общественном транспорте. Доля льготников в общем объеме пассажиропотока остается высокой, при этом перевозки таких граждан обеспечиваются в полном объеме.

Как подчеркнул Дмитрий Колесников, увеличение стоимости проезда для льготников останется исключительно на уровне роста МРОТ, установленного Правительством РФ. Безусловно, это ниже уровня прогнозируемой инфляции по данным Центрального банка РФ.

«Стоимость поездки по безлимитной карте, если ее рассчитать, исходя из 90 поездок, как по действующей Социальной карте, обойдется всего в 22 рубля. Надеюсь, что предложенные тарифы устроят большинство жителей Самары», - добавил председатель Областного союза «Федерация профсоюзов Самарской области».

Чтобы следующие два года индексация не потребовалась, специалисты предложили установить стоимость поездки в размере 32 рублей при безналичном расчете и 35 рублей за наличные средства. Предлагаемая индексация при таком варианте развития событий составит 10%, что меньше, чем при предыдущей индексации. А для пассажиров-льготников подорожание составит всего 6,4%.

Карты на разовые поездки школьников и студентов предлагается сделать дороже лишь на 1 рубль, тогда их стоимость составит 16,6 рубля и 17 рублей соответственно. Предлагается оставить возможность удобных тарифов на 20 и 40 студенческих поездок, подняв стоимость на 20 и 40 рублей - до 330 и 660 рублей соответственно. Стоимость месячного проездного для учащихся школ предложено повысить всего на 40 рублей - до 640 рублей. По студенческой безлимитной карте заявлено также незначительное повышение на 50 рублей - до 850 рублей. Для других граждан предлагается увеличить стоимость безлимитной транспортной карты с 1865 рублей до 1985 рублей (плюс 120 рублей к действующей ныне стоимости).

Есть отличная новость для держателей Социальных карт жителя Самарской области. Поскольку пенсионеры и другие льготники признаны самой социально незащищенной категорией жителей, проезд для них оставят без изменений - 270 рублей в месяц за 90 поездок по Социальной карте, то есть всего 3 рубля за одну поездку.

Выслушав аргументацию, члены Трехсторонней комиссии единогласно поддержали необходимость индексации цен.

На Трехсторонней комиссии были озвучены и другие инициативы. Председатель Думы городского округа Самара Алексей Дёгтев и глава областной Федерации профсоюзов Дмитрий Колесников предложили расширить перечень льготников, включив в них педагогов, медиков и работников социальных служб. В дальнейшем планируется рассмотреть вопрос об их адресной поддержке.

На основании представленных материалов предложения по установлению тарифов будут сформированы окончательно и направлены на согласование в департамент экономического развития, инвестиций и торговли администрации г.о. Самара. Только после этого тема индексации стоимости проезда будет вынесена на рассмотрение городской тарифной комиссии.

Стоит отметить, что даже при изменении тарифов стоимость проезда в общественном транспорте Самары останется не самой высокой в ПФО и в целом по стране.

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством коммерческие перевозчики могут самостоятельно устанавливать стоимость проезда в маршрутных такси, в которых льготы на проезд не действуют.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир Василенко, первый заместитель главы г.о. Самара:

- Любое повышение цен, будь то хоть 50 копеек, неприятно для граждан. Поэтому и нужен взвешенный подход, чтобы люди относились с пониманием. Льготников мы продолжаем поддерживать. У остальных тоже есть выбор - пользоваться многоразовыми «проездными» на все виды транспорта, что обходится гораздо дешевле, или оплачивать поездки разово. Тарифы, разумеется, пока не утверждены. Но в любом случае мы берем на себя обязательства, что после повышения стоимости проезда с 2022 года тарифы будут действовать до конца 2023 года. При подготовке расчетов мы ориентировались, прежде всего, на экономическую ситуацию.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах