https://zen.yandex.ru/id/5fa14a873aef727096147053
226

Легенды на колесах. Для коллекционирования ретро-машин не нужны миллионы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Самара №16 21/04/2021

24 апреля в Самаре в парке Дружбы в очередной раз пройдет выставка ретро-автомобилей, мотоциклов и военной техники. Энтузиасты разместят на центральной площади парка десятки единиц раритетной техники. Среди участников выставки будет и самарец Денис Вершинин с отечественным внедорожником ГАЗ-69 Э 1965 года выпуска.

Автомобиль ГАЗ-69 подходит и для военного плаца, и для бездорожья..
Автомобиль ГАЗ-69 подходит и для военного парада, и для бездорожья.. Фото: Из личного архива Дениса Вершинина.

Хобби не только для миллионеров

Самарец Денис Вершинин более пяти лет занимается восстановлением ретро-автомобилей. Сейчас в его коллекции «Двадцать четвертая» «Волга» чёрного цвета и внедорожник ГАЗ-69Э, собранный по заказу Министерства обороны СССР. Оба автомобиля в отличном состоянии. К слову, утилитарный советский внедорожник экспортировался в 56 стран мира, но при этом его нельзя было приобрести в частном порядке.

«Автомобиль ГАЗ-69 называли «мечтой председателя колхоза»: пройдет по любому бездорожью. Есть у советского внедорожника и свои «фишки» - к примеру, лобовое стекло можно открыть и уложить на капот, предпусковой подогреватель, крепление носилок. Фонарь подсветки  заднего моста -   требование заказчика – Министерства Обороны. Это позволяло ночью, незаметно для вражеской авиации, двигаться колонной. У машин с индексом «Э» часть электрооборудования закрыта специальными экранами, чтобы не возникало помех при работе радиостанции.  На автомобиле данной марки иногда появлялся  Юрий Гагарин», - рассказывает Денис.

Считается, что ретро-автомобили - это хобби для миллионеров. Однако Денис Вершинин опровергает это утверждение.

«Некоторые модели можно приобрести по цене металлолома, а потом постепенно восстанавливать их до хорошего состояния. Многие ищут такие машины через друзей и знакомых, например, «Запорожцы», «Москвичи» «Волги». Уже нет государства, в которых их выпустили, а автомобили живут и становятся частью историко-технической культуры. Самое затратное, по моему мнению – кузовные работы. Но я многое делаю самостоятельно, если не знаю как, то смотрю ролики на Ютубе и учусь», - говорит коллекционер.

По словам Вершинина, расходы на восстановление зависят от начального состояния автомобиля. Чем оно хуже, тем ниже цена. Считается, что обязательным условием для ретро-автомобиля является наличие оригинального двигателя, кузова и рамы.

У машин с индексом «Э» часть электрооборудования закрыта специальными экранами, чтобы не возникало помех при работе радиостанции.
У машин с индексом «Э» часть электрооборудования закрыта специальными экранами, чтобы не возникало помех при работе радиостанции. Фото: Из личного архива Дениса Вершинина.

Машины, вызывающие эмоции

Некоторые советские автомобили давно стали легендами, вокруг которых сформировалась своя субкультура. Например, легендарный «Запорожец», который сразу после развала СССР превратился в иномарку. Автомобили первых лет выпуска отличались эмблемой в форме звезды, боковыми воздухозаборниками «в клеточку», каплевидными подфарниками, и фирменными вентиляционными щелями на капоте. В 90-е годы этот автомобиль стал героем многочисленных анекдотов, грозой «600-х Мерседесов». И у него же наибольшее количество прозвищ: «Горбатый», «Консервная банка», « Жужик». Сейчас эта машина в хорошем состоянии стоит приличных денег.

Другая легенда советского автопрома – «Двадцать первая» «Волга», известная по многим Советским кинофильмам. А бывало, что за обычной внешностью  - скрывался мощный мотор с автоматической коробкой передач.

«Машину ещё называли «Волга-догонялка». Этим автомобилем активно пользовались спецслужбы», - рассказывает коллекционер ретро-авто. – «Более поздняя черная «Двадцать четвертая» «Волга» 1972 года выпуска - это уже был автомобиль-статус. Таким авто могла владеть лишь советская элита - космонавты, артисты, спортсмены, партийные бонзы. И собирались они по самым высоким стандартам. Уже нет страны, где их делали, а машины до сих пор на ходу».

«Двадцать четвертая» «Волгу» 1972 собирали по самым высоким стандартам.
«Двадцать четвертую» «Волгу» 1972 года выпуска собирали по самым высоким стандартам. Фото: Из личного архива Дениса Вершинина.

Ретро в законе

С марта прошлого года в России действует государственный стандарт на ретро-автомобили возрастом более 30 лет. Как уточнили в Росстандарте, новый ГОСТ распространяется на легковые автомобили и мотоциклы старше 30 лет, а также на грузовые машины и автобусы старше 50 лет. Теперь ретро-транспорт, документально оформленный по ГОСТу, становится полноправным участником дорожного движения. Владельцы получили право не проходить ежегодный техосмотр.

«Был введен ГОСТ на ретро-номера, определено понятие классического транспортного средства, определена процедура прохождения историко-технической экспертизы. Это дело добровольное, которое поможет отделить просто старые авто или мотоциклы от техники, которая представляет историко-техническую ценность» -отмечает Вершинин.

Но при этом у владельцев ретро-техники есть ряд трудностей. К примеру, в крупных городах запрещен въезд в центр, если экологический класс автомобилей ниже Евро‑3. Соответственно, ретро-автомобили в этот класс не попадают. Кроме того, согласно ТО, в салоне должны быть ремни безопасности. А они, например, появились на автомобиле «Волга» только в 1974 году! Тоже касается аварийной сигнализации и других деталей.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах