В поселке Петра Дубрава есть удивительный музей «Мотомир Вячеслава Шеянова». Здесь собраны раритетные мотоциклы из 14 стран мира. Вся техника находится в рабочем состоянии.
За 20 лет коренным жителям поселка Петра Дубрава Вячеславу и Дмитрию Шеяновым удалось собрать уникальную коллекцию раритетных мотоциклов. Под крышей одного ангара соседствует мототехника, выпускавшаяся в 14 странах мира в 30-х, 40-х годах прошлого века. По словам хранителя музея Алексея Зудочкина, период с 1930 по 1945 годы можно считать Золотым веком мотоциклов.
«В 30-е годы страны начали активно готовиться к войне, это наложило отпечаток и на развитие техники. Большинство мотоциклов тех лет оснащены двигателем более 600 кубических сантиметров, который позволяет их использовать в тандеме с коляской. Такие требования тогда выдвигали военные. В нашем музее вся техника двойного назначения: их делали для гражданского рынка, но с учетом запросов военных», - рассказывает Алексей Зудочкин.
Для зажиточных бюргеров
Первым экземпляром коллекции стал немецкий мотоцикл «Империя Спорт». Вячеслав нашел его в амбаре. Долгое время не удавалось опознать находку. В то время доступ к интернету был у единиц, поэтому идентифицировать пришлось дедовским методом - по книгам и справочникам. Когда коллекционеры поняли, что за техника попала им в руки, занялись восстановлением.
«Клиренс на этом мотоцикле настолько маленький, что не получится ездить даже по современным российским дорогам. Эта модель только для немецких автобанов. В 1928-1930 годах такой мотоцикл могли себе позволить только очень зажиточные бюргеры», - рассказывает Алексей Зудочкин
По словам эксперта, мотоциклы в то время были баснословно дорогим удовольствием, позволить себе такую технику могли единицы. Например, самый старинный экспонат коллекции - «Марс А-20» 1921 года выпуска - в те годы стоил как добротный большой дом.
«Мотоцикл «Марс» уникален тем, что при его проектировании инженеры использовали технические приемы конца XIX - начала XX века. Например, на нем установлена ацетиленовая лампа. В небольшой цилиндр за фарой наливали воду и клали карбид. В результате химической реакции выделялся горючий газ ацетилен. Мотоциклист поджигал этот газ, и фонарь начинал светить тусклым, неровным светом. Использование такой светотехники было нормой вплоть до 1928 года. Потом повсеместно стали использовать электролампы», - рассказывает хранитель музея.
Мировые раритеты
Жемчужина коллекции - английский мотоцикл Brough Superior Austin Four 1932 года, его создал Джордж Браф (George Brough), младший сын Уильяма Брафа, основателя марки Brough. Их было собрано всего десять штук. До наших дней сохранилось девять экземпляров, в России такой мотоцикл есть только в музее Шеяновых.
«Каждый из этих мотоциклов производился вручную методом двойной сборки, что позволяло идеально подогнать детали друг к другу. Это Роллс-ройс в мире мотоциклов. И для своего времени это была уникальная машина с максимальной скоростью порядка 160 км в час, а два задних колеса обеспечивают стабильность на дороге при такой скорости», - отмечает Алексей Зудочкин.
Мотоциклы Brough очень любил полковник Лоуренс Аравийский - герой Англии. Он владел восьмью мотоциклами Brough Superior.
«Раньше в музей приезжали иностранцы, чтобы посмотреть, на каких мотоциклах ездили их прадеды. Много было гостей из-за рубежа во время ЧМ-2018. Сейчас в связи с пандемией коронавируса количество иностранных гостей заметно снизилось. Но современные технологии позволяют нам не терять связи с любителями мотоистории», - рассказывает хранитель музея.
Крепкие, но капризные
В экспозиции музея есть и советская мототехника. Развитие мотоциклостроения в Стране Советов шло своим путем. СССР опоздал с индустриализацией, поэтому конструкторам приходилось догонять остальные страны. Инженерам пришлось столкнуться с рядом технических сложностей и ограничений, поэтому первые разработки были далеки от совершенства. Мотоциклы «Иж-1», «Иж-2» и «Иж-3» авторства Петра Можарова в серию так и не пошли, хотя в целом были примерно на таком же техническом уровне, как и иностранные образцы. Но времени на доработку не было - страна стояла на пороге большой войны.
В какой-то момент военные чины решили, что развивать собственное производство с нуля долго и дорого. Было решено копировать иностранные модели. Первым серийным советским мотоциклом стал «Л-300», который был создан на основе немецкого DKW Luxus 300.
Позже Можаров занялся разработкой более тяжелого мотоцикла ПМЗ-750. Шасси и раму взяли от BMW, двигатель от Harley Davidson. ПМЗ-А-750 нашёл применение не только в армии, в частях НКВД, но и на гражданской службе. Мотоцикл получился очень крепкий и прекрасно справлялся с бездорожьем.
Но вот двигатель капризничал. Люди быстро расшифровали аббревиатуру «ПМЗ» по-своему - «Попробуй меня заведи» или «Попробуй заведи». Из-за многочисленных жалоб в 1939 году мотоцикл был снят с производства.
После появился ТИЗ-АМ-600, основанный на английской модели. В передней части коляски появилась турель под пулемёт Дегтярёва. Этот мотоцикл участвовал в параде, который прошел в Куйбышеве 7 ноября 1941 года.
Реставратор мототехники и организатор мотопарадов Евгений Осокин отмечает, что один из таких мотоциклов из музея Шеяновых участвовал в реконструкции парада в 2018 и 2019 годах в Самаре. Старинная техника всегда находится в центре внимания.
«Когда на площади появляется старинная техника, зрители буквально замирают. Техника тех лет в отличном состоянии и едет своим ходом - это прекрасная возможность прикоснуться к истории!» - говорит реставратор техники Евгений Осокин.