Примерное время чтения: 6 минут
14

Кадры и новые идеи. Что нужно для поддержки науки в регионе?

Проблемы импортозамещения и развития наукоемкой конкурентной промышленности, наращивания интеллектуального потенциала российской науки, создания эффективной системы управления научными исследованиями, подготовка кадров для приоритетных направлений научно-технологического развития - это основные задачи для нашей экономики. Эти вопросы обсудили на круглом столе в редакции «АиФ - Самара» представители ведущих вузов региона.
 

Первые во всем

 
Наши университеты входят в число ведущих вузов страны. Три из них - Самарский национальный университет им. Королёва, Самарский медицинский университет и Тольяттинский государственный университет - входят в программу «Приоритет-2030». В 2021 году они выиграли конкурс и получили поддержку на программы развития из федерального и регионального бюджетов.
 
В прошлом году из областного бюджета на софинансирование университетских программ было выделено более 134 млн рублей. Финансирование данного направления будет продолжено до 2026 года.
 
Нашим учёным удалось реализовать немало интересных проектов. Например, в ТГУ создали «Экологический цифровой двойник региона», в медуниверситете разработали оптическую систему хирургической навигации «Автоплан», которая позволяет планировать операции с помощью ИИ.
 
В Самарском университете создали несколько интересных проектов. Один из них посвящен оптимизации изготовления композиционного термоизоляционного материала на основе аэрогеля и полимерной матрицы. Наши ученые разработали макет современного эндопротеза коленного модуля. В университете открыт центр развития компетенций для беспилотных авиационных систем.
 
В регионе действуют две инженерные школы. Прорывными разработками Передовой инженерной аэрокосмической школы (ПИАШ) стали малые космические аппараты дистанционного зондирования Земли; малоразмерные газотурбинные двигатели и энергетические установки; региональные пассажирские самолеты и БПЛА. Направления деятельности ПИАШ в области подготовки кадров и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учитывают запросы ключевых индустриальных партнеров, таких как РКЦ «Прогресс», «ОДК-Кузнецов», «Авиакор».
 
Работа Передовой медицинской инженерной школы СамГМУ направлена на создание экспортно ориентированных продуктов в области медицинской инженерии. Особая роль школы - подготовка высококвалифицированных кадров, способных быстро решать прикладные задачи повышенной сложности.
 

Что нужно, кроме денег?

 
В регионе сформирована комплексная система поддержки научно-исследовательской сферы. Студентам и молодым учёным предоставляются губернские премии и гранты. Ежегодно проводится конкурс на назначение денежных выплат молодым ученым и конструкторам, работающим в Самарской области. Конкурс традиционно вызывает повышенный интерес у талантливой молодежи. В 2023 году поступило 164 заявки. 
 
Кроме финансовой поддержки, эксперты отметили ряд важных моментов, на которые надо обратить внимание.
Проректор по учебной работе ПГУТИ
отметил, что залог успешного развития вузов - это развитие самой промышленности. Она должна стать наукоемкой, тогда возникнет конкуренция, которая потребует новых разработок: «В нашей стране существует большая потребность в инженерах-исследователях. И в тех «точках роста», которые способны вывести Россию на мировой уровень, зарплаты ничем не ограничены, - только сделай, дай результат».
 
Директор студенческого бизнес-инкубатора СамГУПС Андрей Свечников добавил к вышесказанному, что максимальная помощь студентам может быть оказана при выходе на рынок труда: «Надо облегчить поиск работы для студента. Можно создать платформу по типу HH, чтобы студент выходил на работодателя не вслепую, а с верифицированным портфолио, с подтвержденными проектами, в которых он участвовал. Работодатель может все увидеть и оценить, и, соответственно, устанавливать зарплату. Тем самым мы снижаем издержки и работодателю, и студенту».
 
Начальник Управления организации научных исследований и подготовки научных кадров СГЭУ, к.и.н. Светлана Юсупова уверена, что кадры решают всё. «Для того, чтобы реализовать научно-исследовательские проекты, преподаватель вуза одновременно должен быть и ученым, и экспертом-практиком. В нашем университете преподаватели успешно сочетают педагогическую деятельность с проектно-исследовательской, отсюда высокий уровень экспертности, который отличает наших ученых. Мы успешно справляемся с интеллектуальным сервисом экономики региона и готовим управленческие кадры».
 
Светлана Юсупова:
- Перспективными цифровыми проектами занимаются не только технические вузы. Если раньше экономическое взаимодействие было направлено в страны Европы и США, то сегодня ориентир сменился на взаимодействие со странами Азии, Африки и Латинской Америки. В СГЭУ с 2020 года успешно функционирует Центр изучения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Сотрудники центра создают прототип информационно-аналитической системы, которая станет доступной в том числе органам власти и производителям. Система будет содержать аналитические данные, законодательные акты, сведения об экономике, рынках. Опираясь на эту информацию, можно строить планы, определять перспективные товары для импорта и экспорта. 
 
Леонид Родионов, начальник отдела сопровождения научных исследований Самарского университета им. Королёва, кандидат технических наук:
- Важным направлением в России и мире является меж-дисциплинарность проектов. В рамках «Приоритета-2030» ряд таких проектов у нас реализуется. Используются компетенции и технических сотрудников, научных, гуманитарных отраслей. Например, создаётся насос для аппарата искусственного кровоснабжения, где задействованы и технический персонал, физиологи, психологи. Есть проекты на пересечении археологических наук и технических, в плане эхотроники и спектроники. Отработали тему с экологами по поиску загрязнений при помощи БПЛА.
 
Более 46 млн рублей выделено в 2024 году на поддержку талантливой молодёжи.
 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах