Самарчанка Наталья Рыжова - шкипер со стажем. Она много лет служит капитаном дебаркадера на Гавриловой поляне. Лучше неё никто не знает маршруты Заволги.
Капитанская дочка
Наталья - женщина с огоньком, высокая, статная. Шкипер с пользуется заслуженным уважением у речной команды пристани на Гавриловой поляне. Мужчины Наталью уважают, в матросских делах она даст фору любому бывалому речнику.
«С детства на воде, на Волге. Мама Светлана Владимировна Рыжова 40 лет прослужила шкипером на дебаркадере в Подгорах. У меня и брат дедушки знаменитый речник Иван Петрович Магров был капитаном на дебаркадере на Шелехмети. Я пошла по их стопам. Но случилась это не сразу. К своему призванию пришла в 38 лет. За плечами экономический вуз и работа в солидной компании. Однако, от судьбы не спрячешься, поступила в речное училище, успешно окончила его, 12 лет служу на дебаркадере», - рассказывает Наталья.
Не все верили, что у эффектной брюнетки получится «рулить» пристанью. На экзамене преподаватель задал прямой вопрос, мол, зачем вам это? Получиться ли в одиночку трос проложить или мостки поправить?
Наталья не растерялась: «Шкипер - это прежде всего руководитель, мозг и сердце команды. А главное его достоинство не физическая сила, а умение организовать слаженную работу матросов».
С тех пор Наталья Рыжова на капитанском мостике. Жители Гавриловой Поляны любят красавицу-шкипера и также постоянно предлагают свою помощь. Так что, как руководитель она на хорошем счету. Пристань ухоженная, вывеска нарядная. Наталья сама каждый год её красит вручную, рядом с дебаркадером на живописном берегу обустроили скамеечки для отдыха, мостки всегда аккуратно уложены, чтобы всем пассажирам от мала до велика было удобно по ним ходить. «Работа мне по душе – одна из тех дощечек, на которых стоит вся наша жизнь», - говорит Наталья.
70 % пассажиров - это дачники, пожилые люди. С ними надо и поговорить, и комфортные условия обеспечить. Шкипер - это душа пристани: нужно быть и хорошей хозяйкой, и матросское дело знать «на зубок», и в людях разбираться, суметь вовремя подсказать и направить, чтобы у посетителей осталось хорошее и доброе впечатление от здешних мест. Пристань Гаврилова Поляна живёт и за счёт любителей грядок, и туристов. А последних тянет Заволгу не только за природными красотами, но и за особой расслабленной доброй волжской атмосферой.
«Звезда» Гавриловой Поляны - рыжий кот Жорик. Часто пушистик «дежурит» за кассой и помогает продавать билеты. Как не купить проездной у такого зеленоглазого красавца?
Маршруты пора обновлять
Как рассказывает Наталья, Волга - река серьёзная, и порой показывает своенравный характер. «В 70-ых годах прошлого века были такие шторма, что отрывало пристани. Сейчас стихия немного успокоилась, но по осени часто бывают сильные ветра. А сезон у нас длинный: заступаем в апреле, а завершаем в конце октября», - говорит шкипер. Поэтому, как деревья вспыхнут багрянцем, а на траве появится первый иней, нужно тщательнее крепить тросы. Порой это приходится делать и за свой счёт. Денег у компании-перевозчика постоянно не хватает, предприятие считается убыточным. Это притом, что число желающих летом прокатиться на водном транспорте растёт, в том числе и за счёт туристов. Однако не всегда такие поездки удобны.
«У нас расписание маршрутов такое же, как в прошлом веке. За 40 лет многое изменилось, а у нас «Москва» ходит по тому же расписанию. Надо пересмотреть логистику, связать речной транспорт в единую сеть с общественным, например, с автобусными маршрутами, учитывая и перекрытие улиц из-за строительства дорожных развязок. Зачем людям стоять в пробках? Пустите по удобному графику с утра и вечером летом «Москву» или Омик от Красной Глинки к пристани на Осипенко и обратно. Многим это значительно упростит жизнь. Однако у нас к водному транспорту не относятся как к таковому. Надо постепенно избавляться от предрассудков», - говорит Наталья.
Красоты для умных туристов
Те, кто давно путешествует Заволгу, знает, что Гаврилова Поляна - одна из удобных логистических маршрутов на карте туриста, мечтающего и в жемчужинах Жигулей побывать, и в очереди на теплоход не стоять. Сюда туристы добираются, прихватив с собой с велосипед, на котором потом с ветерком по грунтовой дороге объезжают достопримечательности правобережья, и после возвращаются на пристань. Как правило, на Гавриловой Поляне нет огромных очередей, как в Ширяево. Можно вечером купить билет и добраться до города или воспользоваться услугами местных лодочников.
«Маршрутную сетку рейсов надо пересмотреть, сделать их почаще. Например, к нам можно уехать только рано утром с Осипенко, а вернуться в город в 19:30. Зачем туристам бродить весь день? А если с ними дети? Это очень утомительно. Надо идти людям на встречу», - уверена капитан дебаркадера.