Примерное время чтения: 6 минут
265

Хозяйка гавани. Наталья Рыжова 12 лет заботится о пристани Гаврилова Поляна

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Самара №39 28/09/2022

Самарчанка Наталья Рыжова - шкипер со стажем. Она много лет служит капитаном дебаркадера на Гавриловой поляне. Лучше неё никто не знает маршруты Заволги.

Наталья Рыжова уверена, чтобы речной транспорт развивался, надо пересмотреть логистику маршрутов.
Наталья Рыжова уверена, чтобы речной транспорт развивался, надо пересмотреть логистику маршрутов. Фото: Из личного архива

Капитанская дочка

Наталья - женщина с огоньком, высокая, статная.  Шкипер с пользуется заслуженным уважением у речной команды пристани на Гавриловой поляне. Мужчины Наталью уважают, в матросских делах она даст фору любому бывалому речнику.

«С детства на воде, на Волге. Мама Светлана Владимировна Рыжова 40 лет прослужила шкипером на дебаркадере в Подгорах. У меня и брат дедушки знаменитый речник Иван Петрович Магров был капитаном на дебаркадере на Шелехмети. Я пошла по их стопам. Но случилась это не сразу. К своему призванию пришла в 38 лет. За плечами экономический вуз и работа в солидной компании. Однако, от судьбы не спрячешься, поступила  в речное училище, успешно окончила его, 12 лет служу  на дебаркадере», - рассказывает Наталья.

Не все верили, что у эффектной брюнетки получится «рулить» пристанью. На экзамене преподаватель задал прямой вопрос, мол, зачем вам это? Получиться ли в одиночку трос проложить или мостки поправить?

Наталья не растерялась: «Шкипер - это прежде всего руководитель, мозг и сердце команды. А главное его достоинство не физическая сила, а умение организовать слаженную работу матросов».

С тех пор Наталья Рыжова на капитанском мостике. Жители Гавриловой Поляны любят красавицу-шкипера и также постоянно предлагают свою помощь. Так что, как руководитель она на хорошем счету. Пристань ухоженная, вывеска нарядная. Наталья сама каждый год её красит вручную, рядом с дебаркадером на живописном берегу обустроили скамеечки для отдыха, мостки всегда аккуратно уложены, чтобы всем пассажирам от мала до велика было удобно по ним ходить. «Работа мне по душе – одна из тех дощечек, на которых стоит вся наша жизнь», - говорит Наталья.

70 % пассажиров - это дачники, пожилые люди. С ними надо и поговорить, и комфортные условия обеспечить. Шкипер - это душа пристани: нужно быть и хорошей хозяйкой, и матросское дело знать «на зубок», и в людях разбираться, суметь вовремя подсказать и направить, чтобы у посетителей осталось хорошее и доброе впечатление от здешних мест. Пристань Гаврилова Поляна живёт и за счёт любителей грядок, и туристов. А последних тянет Заволгу не только за природными красотами, но и за особой расслабленной доброй волжской атмосферой.

Фото: Из личного архива

«Звезда» Гавриловой Поляны - рыжий кот Жорик. Часто пушистик «дежурит» за кассой и помогает продавать билеты. Как не купить проездной у такого зеленоглазого красавца?

Маршруты пора обновлять

Как рассказывает Наталья, Волга - река серьёзная, и порой показывает своенравный характер. «В 70-ых годах прошлого века были такие шторма, что отрывало пристани. Сейчас стихия немного успокоилась, но по осени часто бывают сильные ветра. А сезон у нас длинный: заступаем в апреле, а завершаем в конце октября», - говорит шкипер. Поэтому, как деревья вспыхнут багрянцем, а на траве появится первый иней, нужно тщательнее крепить тросы. Порой это приходится делать и за свой счёт. Денег у компании-перевозчика постоянно не хватает, предприятие считается убыточным. Это притом, что число желающих летом прокатиться на водном транспорте растёт, в том числе и за счёт туристов. Однако не всегда такие поездки удобны.

«У нас расписание маршрутов такое же, как в прошлом веке. За 40 лет многое изменилось, а у нас «Москва» ходит по тому же расписанию. Надо пересмотреть логистику, связать речной транспорт в единую сеть с общественным, например, с автобусными маршрутами, учитывая и перекрытие улиц из-за строительства дорожных развязок. Зачем людям стоять в пробках? Пустите по удобному графику с утра и вечером летом «Москву» или Омик от Красной Глинки к пристани на Осипенко и обратно. Многим это значительно упростит жизнь. Однако у нас к водному транспорту не относятся как к таковому. Надо постепенно избавляться от предрассудков», - говорит Наталья.

Фото: Из личного архива

Красоты для умных туристов

Те, кто давно путешествует Заволгу, знает, что Гаврилова Поляна - одна из удобных логистических маршрутов на карте туриста, мечтающего и в жемчужинах Жигулей побывать, и в очереди на теплоход не стоять. Сюда туристы добираются, прихватив с собой с велосипед, на котором потом с ветерком по грунтовой дороге объезжают достопримечательности правобережья, и  после возвращаются на пристань. Как правило, на Гавриловой Поляне нет огромных очередей, как в Ширяево. Можно вечером купить билет и добраться до города или воспользоваться услугами местных лодочников.

«Маршрутную сетку рейсов надо пересмотреть, сделать их почаще. Например, к нам можно уехать только рано утром с Осипенко, а вернуться в город в 19:30. Зачем туристам бродить весь день? А если с ними дети? Это очень утомительно. Надо идти людям на встречу», - уверена капитан дебаркадера.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
АиФ-Опрос

Чем закончится снос аварийных и ветхих домов в Самаре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах