После того как в Тольятти в 2010 году сгорело более 2 тысяч гектаров леса, большинство жителей города весьма бурно реагируют на любые предложения власти «вырубить и построить». Не стало исключением и отношение тольяттинцев к строительству дороги через лес, продолжающей улицу Механизаторов, в Комсомольском районе. Но кроме противников данной магистрали есть и сторонники.
Экология в заложниках?
В 2017 году впервые прошли публичные слушания относительно строительства транспортной магистрали от городской больницы №4 к остановкам общественного транспорта «Улица Механизаторов». Дорога есть в Генплане города, и на то время в администрации Тольятти имелся утвержденный проект ее планировки. Дорога есть и в реальности. Но она является пешеходной, просекой, рядом с которой стихийно образовался небольшой экопарк.
«Зимой здесь можно покормить белок, и они, доверившись протянутой руке, не испугаются, а осторожно возьмут предложенное угощение. Здесь жители катают в колясках грудничков, которым чистый воздух необходим не меньше, чем белкам. Летом лесопарк напитан ароматом сосновой смолы, нагретой солнцем, трелями птиц. Даже идя до остановки, хочется не торопиться, растянуть удовольствие прохлады перед выходом на раскаленный зноем асфальт», – рассказывает местная жительница Алина.
Однако через лесной «кусочек рая» власти Тольятти намерены проложить дорогу, чтобы сократить всего на пять - семь минут время пребывания в пробке на ближайшем кольце улиц Матросова - Громовой.
«Пять - семь минут в часы пик в обмен на здоровье людей, под окнами которых будет проложена трасса. В обмен на несколько десятков столетних сосен, на возможность кормить с руки белок и птиц… Не слишком ли мы стали жадными до времени? Или время – деньги?», – возмущается тольяттинка.
Семь лет назад большинством голосов проект был отклонен, граждане высказались против строительства дороги.
Следующие общественные слушания по тому же вопросу состоялись летом 2021 года. В разгар пандемии на них пришло немного людей, большая часть мнений было подано в письменной форме или через электронную почту. Сторонники строительства дороги победили, их голосов оказалось больше.
Гостиница в лесу
Несмотря на то, что «согласие» общественности было получено, городские власти не спешили реализовывать проект. Финансирование не предусматривалось ни в областном бюджете, ни в городском. Страсти утихли. Но в мае 2024 года Николай Ренц, глава Тольятти, объявил о том, что строительство 4-полосной дороги начнется в текущем году, она будет открыта в 2025.
Противники дороги стали срочно собирать подписи, они против уничтожения леса взамен асфальтовой ленты. Их оппоненты уверяют, дорога позарез нужна, она существенно разгрузит кольцо на пересечении улиц Громовой - Матросова. Однако каких-либо серьезных официальных обоснований не предоставляют.
Так для чего может быть нужна дорога? Кто может стать бенефициаром после реализации проекта?
Напоминаем, что в 2017 году реинкарнировал идею строительства дороги бывший глава города Сергей Анташев. Было это в преддверии чемпионата мира по футболу. Кроме этого нужно вспомнить, что предшественник Анташева, Сергей Андреев, перед своим уходом подписал постановления о передаче сразу несколько участков земли в Комсомольском районе под застройку, в том числе и рядом с предполагаемой дорогой - под гостиницу. Жители настойчиво сказали «нет» строительству то ли жилой многоэтажки, то ли гостиничного комплекса. Чемпионат мира давно прошел, Сергей Анташев уже не глава Тольятти, да и вообще покинул город. Но дело его живет, Николай Ренц, нынешний глава города, теперь настойчиво продвигает проект.
«Зачем? Если действительно, чтобы разгрузить кольцо, где исследования трафика движения? Почему общественники говорят, что они стоят в пробке в часы пик три - пять минут, а сторонники дороги - от 15 минут до несколько часов? А может, не дает покоя участок земли, выделенный Андреевым под гостиницу? Мы же не знаем, кому он достался», – предполагает активистка.
В бюджете Тольятти на текущий год заложено 125 млн рублей на строительство 600 метров дорожной ленты. Часть дополнительных средств, на условиях софинансирования, может быть предоставлена из областного бюджета.
Жительница Комсомольского района Тольятти, общественница Наталья Козловская:
- Жители Комсомольского района и всего Тольятти продолжают бороться за свой лес, за «лёгкие» нашего города. Люди собирают подписи против строительства дороги. Среди расписавшихся - жители улиц Матросова, Ярославской, Громовой.
Ни один свидетель «секты пробок на Матросова» не согласился проехать вместе с журналистом и зафиксировать время задержки в пути на видео.
Нет и ни одного доказательства «единодушного» желания комсомольчан пожертвовать лесом!
Мы, жители района, готовы на сегодня предоставить 4500 подписей против строительства дороги. Подписи продолжают поступать.