Примерное время чтения: 7 минут
455

Всё начинается с фармации. Какие возможности открывает диплом фармацевта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Самара №29 19/07/2023
Станислав Ломакин / АиФ
Петрухина Ирина Константиновна – доктор фармацевтических наук. С 2014 по 2021 гг. – декан фармацевтического факультета, в настоящее время - заместитель директора Института фармации. Главный внештатный специалист Минздрава Самарской области по фармации. Автор свыше 200 научных работ.
Петрухина Ирина Константиновна – доктор фармацевтических наук. С 2014 по 2021 гг. – декан фармацевтического факультета, в настоящее время - заместитель директора Института фармации. Главный внештатный специа-лист Минздрава Самарской области по фармации. Автор свыше 200 научных работ. Фото: АиФ

В настоящее время в РФ представлено около 70 тыс. аптечных организаций, где работают свыше 200 тыс. специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием. Мы поговорили с главным внештатным специалистом Минздрава Самарской области по фармации, заместителем директора Института фармации СамГМУ, доктором фармацевтических наук Петрухиной Ириной Константиновной, которая рассказала о том, каким образом осуществляется практическая подготовка фармспециалистов, а также о востребованности таких выпускников на рынке труда. 

АиФ-Самара: В понимании обывателя фармацевтический работник – это специалист, который просто продает лекарства в аптеке. У многих возникает вопрос – зачем для этого заканчивать вуз?

Ирина Петрухина: Такое стереотипное восприятие далеко от истины. Дело в том, что выпускники со средне-специальным образованием, закончившие фармацевтические колледжи и училища, а также некоторые выпускники вузов действительно работают в аптечных организациях, осуществляют отпуск лекарственных препаратов, а также занимаются фармацевтическим консультированием посетителей. Однако специальность «Фармация» дает широкие возможности для трудоустройства выпускников, позволяя им работать не только в аптеках, но и в самых разных секторах системы лекарственного обеспечения.

К примеру, выпускники вузов занимают ключевые посты в органах управления здравоохранением и фармацевтической службой разных регионов страны, возглавляют аптечные организации, являются специалистами крупных фармацевтических предприятий по выпуску лекарственных препаратов. Те, кому со школьной скамьи нравится химия и кропотливый химический анализ, работают в службе контроля качества лекарственных средств, а также в судебно-медицинской экспертизе. Специалисты с вузовским дипломом успешно работают в системе фармаконадзора, в дистрибьютерском секторе, в медицинских вузах и колледжах, а также в медицинских и фармацевтических компаниях.

Фундамент знаний

- Что должен знать будущий фармацевт?

- Качество подготовки будущих провизоров и фармацевтов зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, в вузе должна быть гармоничная и современная образовательная программа, включающая различные дисциплины базового и профессионального блоков. В соответствии с действующим законодательством, сейчас каждый вуз самостоятельно составляет образовательную программу и учебный план. К примеру, в нашем вузе будущие провизоры осваивают дисциплины, формирующие прочный фундамент будущих профессиональных знаний. Среди них базовые дисциплины профессионального блока: «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая химия», «Промышленная фармация», «Общая и экстемпоральная технология лекарственных средств», «Фармакогнозия», «Фармакология», «Фармацевтический маркетинг и менеджмент», «Фармацевтическая информация», «Основы государственного регулирования в фармации». В учебный план по специальности «Фармация» также входят такие современные дисциплины, как «Жизненный цикл лекарственных средств», «Биоинформатика», «Основы компьютерного моделирования лекарственных средств», «Разработка и регистрация лекарственных средств», «Основы критического мышления» и многиедругие. Качество подготовки выпускников, разумеется, зависит и от того, какими компетенциями и практическими навыками обладают преподаватели, какова материально-техническая база образовательной организации, каким образом организована производственная практика.

- Как обстоят дела с трудоустройством выпускников? Налажено ли сотрудничество с будущими работодателями?  

- Да, такой опыт у нас есть. Институт фармации (прежде – фармацевтический факультет) университета осуществляет подготовку провизоров с 1971 года. За эти годы мы выпустили в практическую фармацию свыше 10 тысяч конкурентоспособных специалистов. Профессорско-преподавательский коллектив вуза хорошо понимает, что конкурентоспособность выпускников, их высокая востребованность на рынке труда зависит не только от теоретических знаний, полученных на студенческой скамье, но и от того, насколько прочно они владеют практическими навыками. Опыт показывает, что подготовить грамотного специалиста без хорошей практической подготовки сегодня невозможно.

В течение 30 лет мы работаем с разными фармацевтическими компаниями, которые являются базами практики. Это и государственные организации (например, Центр контроля качества лекарственных средств Самарской области, больничные аптеки), а также наши партнеры, представляющие негосударственный сектор фармацевтического рынка – крупные сетевые аптечные организации, фармацевтические предприятия по выпуску лекарственных препаратов и другие.

- Бывает так, что студентом, который пришел проходить практику, никто не занимается. Как быть в этой ситуации?

- Конечно, бывало и такое. В таких внештатных ситуациях мы включаем так называемое «ручное управление» и решаем возникшие проблемы. Что касается выбора баз практики, то мы работаем с организациями и компаниями, которые имеют проверенную репутацию. В договоры о прохождении производственной практики обязательно включаем требование о наличии на базах практики опытных наставников, а также требование о допуске практикантов на рабочие места. На мой взгляд, успех прохождения практики во многом зависит от наличия в организации четких корпоративных форматов, регламентирующих деятельность наставника и практиканта, а также от личной заинтересованности руководства компании. Именно практика позволяет сформировать у студентов уникальные навыки, показать им направления будущего профессионального развития, определиться с приоритетами и раскрыть личностный потенциал молодого специалиста.

Работодатели стоят в очереди

- А почему компании идут на сотрудничество с вузом, каков их интерес?

- В рамках производственной практики работодатель хорошо видит таланты и возможности студента. Если компания заинтересована в молодом специалисте, то она, конечно, включает все свои корпоративные факторы мотивации для того, чтобы оставить выпускника у себя. Кстати сказать, многие наши старшекурсники успешно совмещают учебу с подработкой в фармацевтических компаниях. Это прекрасная возможность не только получить новые профессиональные навыки, но и закрепить их на практике.

- Учитываются ли пожелания работодателей при разработке программ практик?

- Разумеется, программы практики, их тематическое наполнение и трудоемкость утверждаются совместно с руководством организаций и компаний. При этом вуз опирается на действующий ФГОС, профессиональные стандарты и на образовательную программу по специальности. Замечу, что у нас есть многолетний опыт сотрудничества с компанией «Фармперспектива» по проведению Всероссийских научно-практических конференций, посвященных вопросам практикоориентированности обучающихся. Идейным вдохновителем и организатором конференции стал заместитель генерального директора компании Безрученко Валерий Александрович, который предложил собрать на одной площадке преподавателей вузов и ссузов, а также представителей практической фармации. В университете эту идею с удовольствием поддержал[-2] и, и с 2005 г. мы провели 17 совместных конференций, в которых принимают участие представители образовательных организаций из всех федеральных округов страны.  В повестку дня конференции традиционно включаются вопросы об опыте проведения учебных и производственных практик, о подготовке выпускников к ГИА и первичной аккредитации. Неизменно высокий интерес участники конференции проявляют к вопросам востребованности будущих фармацевтов и провизоров, а также к вопросам индивидуализации образовательных траекторий при прохождении производственных практик.

На наш взгляд, опыт такого сотрудничества позволяет преподавателям образовательных организаций обменяться мнениями, узнать о новом опыте коллег при реализации образовательных программ, а также внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии. Все это способствует главной цели - повышению качества подготовки будущих провизоров и фармацевтов.

- Насколько сегодня востребованы выпускники медвуза?

- В различных секторах системы лекарственного обеспечения сегодня отмечается дефицит фармспециалистов. Постоянно открыты вакансии в розничном секторе фармацевтического рынка, в секторе фармпроизводства. Без лукавства могу сказать, что за выпускниками работодатели выстраиваются в очередь. И в этом большая заслуга, как самого вуза, так и наставников, осуществляющих подготовку старшекурсников на базах практики.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах