В прошлом году в системе высшего образования региона произошла самая настоящая революция. В российских вузах были созданы передовые инженерные школы – образовательные структуры нового формата. Одна из таких школ открылась на базе Самарского университета имени Королёва.
Передовая инженерная аэрокосмическая школа «Интегрированные технологии в создании аэрокосмической техники» (ПИАШ) начала работать 1 сентября 2022 года. Ключевыми индустриальными партнерами университета в реализации проекта по созданию школы стали АО «Ракетно-космический центр «Прогресс», входящий в структуру Госкорпорации «Роскосмос», а также ПАО «ОДК-Кузнецов» Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в «Ростех»).
Основная задача – подготовка инженеров новой формации. Выпускники школы будут владеть наукоемкими и мультидисциплинарными технологиями, которые позволят им двигать российскую промышленность и науку вперед и быть чрезвычайно востребованными на рынке труда.
Школа была создана в рамках Федерального проекта «Передовые инженерные школы». Выбор учебных заведений осуществлялся на конкурсной основе, конкуренция была жёсткой. В первой волне было подано 89 заявок, а победителями стали только 30 высших учебных заведений в России. Самарский университет имени Королёва в их числе.
Так что необычного в новом образовательном подходе, и какие возможности инженерная школа дает студентам?
«Слово «школа» в нашем названии, не имеет отношения к общеобразовательным учебным учреждениям. В академической науке сложился такой термин, как научная школа и речь именно об этом. Инженерная школа самарского университета должна стать научной школой мультидисциплинарных технологий. Основная задача – поиск и внедрение новых образовательных инженерных форматов. Эта работа будет базироваться на лучших традициях российской инженерной школы и учитывать те изменения, которые возникли в связи с отказом от Болонской системы образования. В основе новой инженерной школы – активная работа с индустриальными партнерами. Выстраивание связей с будущим работодателем. И это делается с самого начала обучения. Также мы вовлекаем студентов в научную деятельность», - рассказывает Иван Ткаченко, директор ПИАШ.
Меняем вектор и траекторию
Из-за бурного развития технологий и тотального внедрения «цифры» современные студенты оказались в весьма непростой ситуации. Знания, которые они получают в высшем учебном заведении, могут устареть еще до получения диплома. В фундаментальных науках изменения происходят по-прежнему медленно, а вот в прикладных дисциплинах ситуация иная. Внедрение какой-либо инновации может полностью изменить цикл производства и полученные в вузе знания окажутся не актуальными. Чтобы нивелировать последствия технологических скачков нужно менять подход к системе образования. Студенты должны иметь возможность корректировать свой образовательный трек таким образом, чтобы всегда оставаться в тренде. И инженерная школа такую возможность даёт.
«Основная задача инженерной школы - как можно быстрее насытить экономику нашей страны профессиональными, высоко подготовленными кадрами. Планировалось, что курс обучения будет длиться два года – в магистратуре, куда могут поступить бакалавры как Самарского университета, так и других университетов. Но погрузившись в работу, мы поняли, что для полноценной подготовки этого времени недостаточно, и сейчас добавили еще один трек. Заканчивая второй курс бакалавриата, студенты машиностроительных специальностей могут выбирать траекторию образования: остаться на традиционной программе или поступить в передовую инженерную аэрокосмическую школу. Основной тренд сейчас – индивидуализация образования, и студент может выбрать себе ту форму обучения и ту продолжительность, в которой он заинтересован», - говорит Иван Ткаченко.
При этом образовательное направление в инженерной школе может существенно отличаться от того, который студент изучал в течение двух лет в университете.
"Мы реализуем образовательные программы на стыке инженерии и IT. Цифровые компетенции помогут нашим выпускникам решать производственные задачи при помощи современных технологий. Важно отметить, что преподаватели для нашей школы отбираются по результатам конкурса. А в учебном процессе задействованы сразу и методист, и лектор, и наставник с предприятия, и научный сотрудник, - все они помогают обеспечивать качество подготовки студентов», - говорит Ткаченко.
Командная работа
Индустриальными партнерами передовых школ являются крупнейшие промышленные холдинги России.
«Если мы говорим про Передовую инженерную школу Самарского университета имени Королёва, то нашими индустриальными партнерами являются все предприятия аэрокосмической отрасли Самарской области. Мы постоянно ведем работу, направленную на развитие и расширение сотрудничества. Это участие в выставках и конференциях, прямые переговоры с руководством предприятий и участие в технических конкурсах. И уже добились значительных успехов. Такое взаимодействие позволяет нам готовить специалистов под запрос работодателя, что гарантирует трудоустройство нашим выпускникам. Более того, многие начинают работать еще во время обучения и по окончанию инженерной школы уже имеют в своем активе реализованные проекты», - говорит Ткаченко.
Процесс обучения в передовой инженерной аэрокосмической школе радикально отличается от традиционного подхода. Кроме знаний студент получает ряд компетенций, которые общепринятые образовательные программы высшей школы не дают. Для решения учебной задачи из студентов формируется команда из 5-7 человек с разных направлений подготовки.
«Работа в такой мультидисциплинарной команде идет на стыке наук, именно в таких условиях появляются нестандартные технические решения и рождаются инновации. Каждый участник команды пробует себя в роли специалиста другой сферы. В процессе обучения студент может выбрать нетипичную для себя задачу и решить продолжить обучение по новой дисциплине. И у нас есть возможность индивидуальной корректировки образовательной программы специально для него. При разговоре с нашими индустриальными партнерами мы настаиваем на том, что на работу надо брать всю команду, а не одного человека. Фактически работодатель получает в свое распоряжение целый отдел, укомплектованный специалистами, которые знают и умеют работать на стыке сразу нескольких направлений. И каждый из этих специалистов владеет сразу несколькими компетенциями. Именно командный подход подготовки мультидисциплинарных инженеров позволяет двигать науку вперед», - говорит Ткаченко.
Оборудование и оснащение
Новый подход к образованию требует высококлассного оснащения, которое позволит студентам на практике решать поставленные задачи и осваивать современное оборудование. И доступ к такой материально-технической базе у студентов инженерной школы есть.
«Наша инженерная школа располагается на площадках Самарского университета имени Королёва. Наши учебные классы и лаборатории оснащены по последнему слову техники. Можно сказать, что у наших студентов есть доступ ко всем самым современным технологиям, многие из которых еще даже не внедрены на производстве», - говорит старший научный сотрудник ПИАШ Екатерина Савич.
В учебном процессе активно используются современные цифровые продукты. Технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют будущему инженеру посмотреть на работающий двигатель изнутри, увидеть, как текут токи внутри электронных схем, как расплавленный металл заливается в форму. На базе школы создаются киберфизические фабрики, такого еще не было в российской системе образования никогда.
«Киберфизические фабрики позволяют пройти путь от этапа проектирования до стендовых испытаний. При классическом подходе к образованию студент получает задание и приступает к проектированию. Сначала проводятся расчеты, потом делается чертеж, описывается технологический процесс и в конце идет финальная защита проекта. Но это теоретическая работа. Киберфизическая фабрика делает работу над проектом практической. При помощи технологий виртуальной и дополненной реальности студенты видят, как их проект «воплощается в металле». Насколько верны их расчеты, насколько правильно и оптимально они составили технологические карты. Двигатель или самолет, который они спроектировали, собирается на виртуальных фабриках у них на глазах. Финалом проекта являются испытания готового изделия, где можно снять параметры и понять, насколько жизнеспособна разработка. Раньше такой опыт инженеры получали лишь спустя несколько лет работы на производстве», - рассказывает Екатерина Савич.
В этом году инженерная школа провела второй набор студентов. Естественно, берут не всех желающих, да и вступительные экзамены сильно отличаются от традиционных
«В этом году мы провели набор по 9 образовательным программам. На сегодняшний день в ПИАШ обучаются 250 студентов. Отбираются они на конкурсной основе. Оценивается не только успеваемость, но и мотивационное письмо кандидата, из которого представители работодателей узнают, что нового и инновационного студент готов привнести в развитие отрасли», - рассказывает Екатерина Савич.