Примерное время чтения: 4 минуты
177

В небе валькирии. Самарские вертолётчицы признаны лучшими в мире

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Самара №46 10/11/2015

Роман с небом

Он для Елены начался с аэроклуба. Сначала управляла самолётом, потом переучилась на вертолёт. Путь в лётчики-инструкторы для молодой женщины был далеко не прост.

- Нам вроде бы летать можно, а учиться - нельзя, - делится наболевшим Елена. - Нет ни одного училища, куда бы брали женщин. Я сама окончила заочно Ульяновское вертолётное училище, взяли только потому, что получала второе высшее.

Переехав в Самару, спортсменка стала инструктором самарского филиала Центрального спортивного клуба армии (ЦСК ВВС). В этом году команда военных лётчиков, среди которых была и Елена, вернулась с чемпионата мира с победой. На 15-м первенстве планеты по вертолётному спорту, которое состоялось в Польше, самарские лётчики завоевали 5 из 7 золотых наград. В соревнованиях участвовали 43 экипажа.

При этом команда самарских вертолётчиц (в тандеме летают Людмила Косенкова и Елена Прокофьева) уже третий год подряд становится абсолютным чемпионом в женском зачёте. В общем зачёте (включая мужчин) девушки третий год удерживают седьмое место.

Полёт - дело тонкое

В Польше спортсмены соревновались в четырёх номинациях: «Навигация», «Полёт на точность», «Параллельный слалом» и «Развозка грузов». Так, «Полёт на точность» проверяет мастерство лётчика: на земле размечены метровые коридоры, в которые висящий в воздухе вертолёт должен «вписаться» - пройти и суметь развернуться, не выйдя за пределы.

«Навигация» в чём-то напоминает детскую игру «Охота за сокровищами». Команда перемещается по маршруту, находит разложенные на земле знаки и зарисовывает их как можно точнее. Одним из заданий было перенести ведро с водой, не расплескав. Всё это - на вертолёте, управлять которым не так-то легко.

- В небе рельсов нет, не бывает одинаковых маршрутов, и нужно учитывать множество нюансов, чтобы управлять машиной, - рассказывает Елена. - Кроме того, на вертолёте можно «висеть в воздухе» - и этому навыку тоже непросто научиться. Чтобы тебя выпустили в самостоятельный полёт, нужно налетать 12-15 часов. Но если ты смог самостоятельно взлететь, оторваться от земли, это ещё ни о чём не говорит. Пройдут годы, пока вертолётчик станет настоящим профессионалом.

Тяжёлый мужской труд

Вертолётный спорт считается одним из самых сложных. И спортсменов в нём всё меньше и меньше. Елена Прокофьева - самая молодая в своём клубе. По её словам, молодёжи сегодня путь в небо практически закрыт.

- В советское время была система подготовки лётчиков. Клубы моделистов, авиаклубы, где мальчишки и девчонки могли попробовать свои силы, дальше для желающих - лётное училище. Система перестала существовать в 90-е гг. Сегодня тому, кто хочет научиться летать, нужно иметь собственный вертолёт и учиться за большие деньги. Кому по карману такое хобби? - разводит руками Елена.
Ещё одна беда - не хватает техники. Вертолётный парк давно нуждается в обновлении.

- Полёт - это тяжёлый мужской труд, и эта сфера должна развиваться, - уверена Елена Прокофьева. - Нужна государственная поддержка, возрождение конструкторских бюро, которые выполняли бы государственные заказы. Без этого данное спортивное направление вряд ли сможет развиваться.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах