
Роман с небом
Он для Елены начался с аэроклуба. Сначала управляла самолётом, потом переучилась на вертолёт. Путь в лётчики-инструкторы для молодой женщины был далеко не прост.
- Нам вроде бы летать можно, а учиться - нельзя, - делится наболевшим Елена. - Нет ни одного училища, куда бы брали женщин. Я сама окончила заочно Ульяновское вертолётное училище, взяли только потому, что получала второе высшее.
Переехав в Самару, спортсменка стала инструктором самарского филиала Центрального спортивного клуба армии (ЦСК ВВС). В этом году команда военных лётчиков, среди которых была и Елена, вернулась с чемпионата мира с победой. На 15-м первенстве планеты по вертолётному спорту, которое состоялось в Польше, самарские лётчики завоевали 5 из 7 золотых наград. В соревнованиях участвовали 43 экипажа.
При этом команда самарских вертолётчиц (в тандеме летают Людмила Косенкова и Елена Прокофьева) уже третий год подряд становится абсолютным чемпионом в женском зачёте. В общем зачёте (включая мужчин) девушки третий год удерживают седьмое место.
Полёт - дело тонкое
В Польше спортсмены соревновались в четырёх номинациях: «Навигация», «Полёт на точность», «Параллельный слалом» и «Развозка грузов». Так, «Полёт на точность» проверяет мастерство лётчика: на земле размечены метровые коридоры, в которые висящий в воздухе вертолёт должен «вписаться» - пройти и суметь развернуться, не выйдя за пределы.
«Навигация» в чём-то напоминает детскую игру «Охота за сокровищами». Команда перемещается по маршруту, находит разложенные на земле знаки и зарисовывает их как можно точнее. Одним из заданий было перенести ведро с водой, не расплескав. Всё это - на вертолёте, управлять которым не так-то легко.
- В небе рельсов нет, не бывает одинаковых маршрутов, и нужно учитывать множество нюансов, чтобы управлять машиной, - рассказывает Елена. - Кроме того, на вертолёте можно «висеть в воздухе» - и этому навыку тоже непросто научиться. Чтобы тебя выпустили в самостоятельный полёт, нужно налетать 12-15 часов. Но если ты смог самостоятельно взлететь, оторваться от земли, это ещё ни о чём не говорит. Пройдут годы, пока вертолётчик станет настоящим профессионалом.
Тяжёлый мужской труд
Вертолётный спорт считается одним из самых сложных. И спортсменов в нём всё меньше и меньше. Елена Прокофьева - самая молодая в своём клубе. По её словам, молодёжи сегодня путь в небо практически закрыт.
- В советское время была система подготовки лётчиков. Клубы моделистов, авиаклубы, где мальчишки и девчонки могли попробовать свои силы, дальше для желающих - лётное училище. Система перестала существовать в 90-е гг. Сегодня тому, кто хочет научиться летать, нужно иметь собственный вертолёт и учиться за большие деньги. Кому по карману такое хобби? - разводит руками Елена.
Ещё одна беда - не хватает техники. Вертолётный парк давно нуждается в обновлении.
- Полёт - это тяжёлый мужской труд, и эта сфера должна развиваться, - уверена Елена Прокофьева. - Нужна государственная поддержка, возрождение конструкторских бюро, которые выполняли бы государственные заказы. Без этого данное спортивное направление вряд ли сможет развиваться.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть